автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

самое-пресамое
финальное произведение

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   





no!Однако вернёмся к прочим частям «повседневки» (повседневная форма), которая начиналась с пилотки уже, в общих чертах, представленной.

Самым глубинным слоем укрывающей стройбатовца одежды служили трусы и майка (зимой нательная рубаха без воротника, но с длинным рукавом из фланели/байки, и длинные кальсоны).

Второй (считая от кожного покрова) слой также являлся составным покровом из двух предметов – штанов хаки и такого же цвета курточки без погон (если тебе бросят лычку, сам раздобудешь всё, что надо, и пришьёшь).

Начнём с верхнего составляющего – с курточки. Пять круглых пуговиц лёгкого зелёного пластика для пришивания предоставляли не дырки, а одну выступающую сзади петлю, чтобы сохранить выпуклую лицевую сторону для рельефного изображения пятиконечной звезды со всё теми же сиамскими близнецами—серп и молот в позиции крест-накрест—в центре. Они пришивались на правую полку курточки напротив вертикального ряда горизонтальных пуговичных петель регулярно расположенных на левой полке. Полы курточки достигали середины ляжек, а по бокам, чуть ниже пояса, имели прямые достаточно глубокие, но не накладные карманы, которые предохранялись широкими клапанами от засорения грунтом, когда роешь яму. Пуговицы в широких манжетах полностью повторяли состав и дизайн вперёдсмотрящих пуговиц, несмотря на свой втрое меньший размер.

Под левым бортом курточки, на уровне сердца, внутренний карман из холстины цвета хаки.

Штаны, вторая составная часть второго слоя повседневной формы, являлись ярким (метафорически) образчиком всепобеждающего прагматизма – две хлопчатобумажные трубы сужающихся книзу штанин усиленные на коленях накладными заплатами для упрочнения и продолжения срока их службы. Вертикальные карманы на бёдрах (в количестве двух) клапанов не имели, как не имели эмблематичных украшений мелкие пуговицы для управления состоянием ширинки. Нижние отверстия штанин, для просовывания ног насквозь и наружу, перекрывались широкими прочными лентами штрипок пристроченных поперёк направления ступни, однако, данное изящное добавление сразу же спарывалось военнослужащими, чтоб не ебло́ мозги и не натирало ноги.

Зимой головным убором становилась шапка-ушанка из серого искусственного меха. Шнурочные завязки на концах достаточно длинных искусственных ушей позволяли носить шапку четырьмя различными стилями:

1. стиль «уши вверх», он же Венец Соломона;

2. стиль «уши ниже затылка», он же Кролик Затаился;

3. стиль «уши нараспашку», он же Гордо Реет Буревестник;

4. стиль «уши под челюсть», он же Партнёр по Спаррингу.

Ватная телогрейка представляла собой самый внешний и единственный слой обмундирования зимой. Вертикальная прострочка, для закрепления утепляющей ватной прослойки под тканью, придавала телогрейке вид чего-то среднего между ферязью древних воинских доспехов и униформой узников концлагерей, но конечно же, в неизменно однотонной гамме хаки.

Вместо телогрейки, на солдате мог быть бушлат с гладкой лицевой поверхностью. Он превосходил её во многих отношениях. Во-1-х, подбит вдвое большим количеством ваты и, следовательно, теплее. Во-2-х, он доходил до середины ляжек, защищая пах и ягодицы от изуверств зимней непогоды.

Что же касается «парадки», то в зимний период поверх неё одевалась двубортная шинель суконно-войлочной ткани для завершения церемониально-парадного ансамбля сообразно сезону.

Шинель заканчивалась чуть ниже колен и имела два ряда (один из который декоративный) жёлтых металлических пуговиц (да, с тем же рельефом оплодотворённой звезды и т. д.) на груди.

Сзади, поперёк крестца, у шинели имелся короткий хлястик с парой декоративных пуговиц по краям, и под ним, напротив прямого прохода, начинался вертикальный разрез до́низу – на случай надобности прибавить шаг и для прочих сопутствующих необходимостей.

И в завершение крайне важная деталь – широкий поясной ремень с увесистой металлической пряжкой, она же бляха, которая могла применяться всячески и всевозможно, то как шанцевый инструмент, то как оружие большой убойной силы в драке типа кистеня на запястье. Ремень не предназначался для поддержания штанов солдата, а исключительно для препоясывания курточки или шинели, а в парадке он неприметно присутствовал под кителем, на всякий.

Так, вкратце, одевался военный строитель, он же стройбатовец. Правда мы, весенний призыв 1973 года, на первых порах имели честь донашивать гимнастёрки классического образца Российской и Красной армий (одеваются исключительно через голову, с воротником стойкой, он же «ошейник»), что перешли в наследство и завалялись на складах Советской армии. Позднее, когда мы вдрызг их износили и превратили в крайний раритет, «фазаны» кипятком ссали, чтобы найти себе такую же, каких уже не встретишь ни на ком.

Сравнительный анализ представленных компонентов обмундирования свидетельствует, что самым идиотическим предметом является фуражка с твёрдым козырьком, ни в которой, ни на которой спать не удаётся, и которую на уши не натянешь...)

Вход в казармы, как и выход, производился через пристроенный снаружи—посередине длинной стороны—тамбур. Эта узкая прихожая (3 х 3 м) вымощена крупными плитками цвета влажного пепла. Соразмерный ей потолок не кобенясь позволяет потрогать свою фанеру. Две стены до пояса сменяются стеклом в переплёте из брусьев, две другие – двери, одна напротив другой.

Перед входной дверью, прямоугольник параллельно приваренных прутьев арматуры покрывает мелкую зацементированную яму – есть куда свалиться грязи с оскрёбываемых о прутья сапог.

Снаружи, рядом с тамбуром и такого же размера, беседка без стен, но с бортиками метрового роста. Четыре стойки по углам поддерживают шатровую крышу, вдоль трёх дощатых бортиков – лавка из трёх брусьев. В центре бетонной стяжки пола снова ямка, на этот раз круглая и без решётки, чтобы военнослужащие бросали в неё свои окурки, а дневальный солдат выгребал бы, в дальнейшем.

Вправо от беседки, трёхметровая труба в горизонтальной позитуре на ножках приемлемой высоты позволяет нескольким солдатам одновременно поставить на предоставленную опору ту или иную из своих ног и начистить сапоги.

Ничего не забыл? Ах, да! Трава по обе стороны от асфальтной дорожки вокруг барака. Когда сержантам становится слишком жарко муштровать нас на плацу под палящим солнцем в окружении ворот, столовой и сортира или устанут втолковывать нам дух и букву брошюрки Устава Внутренней Службы Вооружённых Сил Советского Союза, они нас распускают с приказом искоренять амброзию.

В детстве, при поддержке титана за спиной, я точно знал, что амброзия это тонизирующий напиток на пирах вечно юных бессмертных богов Олимпа, но ни сном, ни духом не подозревал, что она же жуть какая опасная трава. Нам показали листки с нашлёпками чёрно-белых картинок вроде как на вокзалах, найти-и-обезвредить-преступника, и с призывами не щадить распространителя опасной сенной лихорадки.

Одна из немногих команд, которой мы рады, потому что сержанты исчезают на часок, а мы валяемся в траве и можем не спеша знакомиться…

Из Конотопа я один, а остальные призывались из других городов—Бурыни, Шостки, Кролевца—общей всем Сумской области.

И вообще, весь весенний призыв в ВСО-11 с Украины. Днепропетровских привезли раньше нас. Они уже закончили «учебку» и распределены по ротам батальона. Пользуясь отсутствием сержантов, пара днепропетровских пробрались в беседку выудить бычки покрупнее из круглой ямы, куда мы побросали их под команду «строица!»

Никто толком не знал за что так взъелись на двуличную Амброзию, которой вокруг днём с огнём нет и близко, но лежачие разговоры помогали отвлечься от накинутой нам вечности длиной в два года…

~ ~ ~

Новонадёванное обмундирование таило подводные камни при исполнении команд «атбоой!» и «падйоом!» – пуговицы то не лезли, то застревали в петлях. По совету опытного сослуживца, Вити Стреляного из Шостки, за завтраком в столовой сквозь петли в ширинке и на манжетах я пропустил черенок алюминиевой ложки. Скрипя, тот всё ж пролез, и после этого скрипучего ключа пуговицы начали влетать с присвистом и выскакивать в темпе твиста. А и откуда только люди черпают столько знаний?.

Непосредственной целью нашей бесконечной строевой подготовки на плацу был показ бравой маршировки в день предстоящей присяги. Печатать шаг обучались три взвода, а строевая песня одна на всех, её так часто крутили на Всесоюзной радиостанции Маяк, что весь Советский Союз был неизбежно обречён её запомнить, и не важно откуда тебя загребли – из Конотопа или Владивостока:

"Через две,

Через две зимы,

Через две,

Через две весны,

Отслужу,

Отслужу как надо

И вернусь..."

Когда первый взвод, по команде «стой! раз-два!» прекращал бить плац подошвами и голосить её хрипло-фальшивым хором, на тот же плац вышлёпывал второй взвод и запевал её сначала и бодренькая песня становилась нестерпимо длинной. В конце концов, они затыкались и тут притопывали мы, третий взвод, орать про третью пару зим и вёсен, что ощущалось как вообще кричащий перебор.

Новобранцы хмыкали, сержанты первого и второго взводов смеялись в открытую, а наш заметно нервничал… Когда я сказал ему, что могу приготовить другую песню для нас, только надо ручку с бумагой, он как-то не сразу понял о чём речь, но затем отпустил меня с плаца для умственного труда во благо взвода.

За писчебумажными принадлежностями, по инструкции сержанта, я обратился к дневальному, что стоял на входе охраняя тумбочку, в которой и впрямь нашлась бумага и ручка…

В какой бы ни зашёл барак, первым делом видишь солдата стоящего на пару с тумбочкой. Этот солдат – дневальный, а тумбочка – его пост. Со своего поста он должен отдавать команду «рота! смирна!» всякий раз, когда в казарму заходит какой-нибудь офицер.

Два рядовых дневалят целые сутки, сменяя друг друга возле тумбочки каждые четыре часа, а перед кормёжкой роты один из них (который не на часах) идёт в столовую накрывать, под присмотром дежурного сержанта, столы ха́вкой для сослуживцев. Эти трое (дежурный по роте сержант и пара рядовых дневальных) называются «наряд» и по утрам, до завтрака, сменяют предыдущий наряд, чтобы их через 24 часа сменил следующий.

Пройдя в конец барака, я свернул в комнату, которую лейтенант на должности заместителя командира роты по политической части, он же замполит, называет Ленинской комнатой, поскольку стены обиты не простой фанерой, а прессованной и там висит жёлто-коричневая иконка с профилем Вождя Революции в стиле минимализма, чья лысина и клинышек бородки заставят тебя сразу же опознать Его в любых стилизованных мазках и с признаками любой расовой принадлежности.

Однако в солдатском обиходе она именуется «бытовкой», потому что имеет розетки в стене для утюга или электробритвы, стол и настенное зеркало достаточно широкое, чтобы одновременного отразить две-три намыленные для бритья военно-строительные рожи.

Мелодия проблем не представляла, все и без Маяка знали вечно популярный хит:

"Маруся, раз-два-три,,

Калина, чорнявая дiвчина

В саду ягоди брала..."

Но не каждому известно, что изначально эта песня была обращением к хлопцам, чтобы распрягали уже, в конце концов, коней и, следовательно, ей не привыкать к переделкам:

"Мы громче всех споём,

И строевым лучше всех пройдём,

Во-о-т идёт

Наш третий взвод!."

Сидя над листком бумаги, я вертел в пальцах ручку, подбирал в уме слова, подгонял их так и эдак. И постепенно Ленинская бытовка вокруг меня и запах ацетона от моей необношенной формы, и щипучая боль в правой ступне растёртой до крови безжалостным сапогом – растворялись. Я ушёл в самоволку из армии.

Да, мы разучили её и спели очень даже браво…

~ ~ ~


стрелка вверхвверх-скок