Однако жизнь Клуба не зациклился на одних лишь танцах. Руководитель эстрадников, белобрысый Аксёнов, вынырнул из своего неизвестного направления обратно и интегрировал нас в ансамбль для аккомпанирования их вокалистке, Жанне Парасюк, на концертах художественной самодеятельности.
Одна из репетиций проводилась на сцене летнего кинотеатра, со сдвинутым уже в сторону белым экраном, поскольку сезон сеансов под открытым небом завершился. Мы работали перед рядами пустых скамеек и кинобудкой у них в тылу. Прогон ещё одной песни в неизбежном ля-миноре.
"Потолок ледяной —
Дверь скрипучая..."
Сгущались сумерки, и тут, через тоннельный вход под кинобудкой, зашли две девушки, а при них какой-то малолетка. А мне подумалось — увидят, что в зале никого, и тут же завернут оглобли, но нет, медленно пошли вперёд и сели в пятом ряду, примерно. Ну пусть себе, кому мешают?
У одной девушки красивые тёмные волосы, но — толстая. Другая то, что надо, в мини-юбке и клетчатой жилетке. Волосы хоть и короткие, но вьются и жёлтые, сразу видно, что крашеные.
И тут она, спокойно так, достаёт из жилетки пачку сигарет и закуривает. В открытую. Чепины подружки, прежде чем закурить, всегда по сторонам пеленгуют, чтоб же ж никто их с сигаретой не засёк, а эта без малейшего мандража, как типа: да нормалёк, всё путём.
В общем, они там сидят, мы тут репетируем, но я как-то случайно заметил, как та девушка с сигаретой к подружке своей поворачивается и говорит что-то. Конечно, я не слышал, что это она про меня сказала: «Этого фраера я забила. Спорим — мой будет?»
Отыграли, в общем, эту избушку-на-опушке, и тот паренёк-малолетка подруливает ко мне на сцене: «Вон та девушка хочет с тобой поговорить».
Через минуту я уже в пятом ряду. Оля, Света — о, как до чего приятно! А через полчаса уже провожаю девушек домой. Совсем недалеко, кстати, метров за двести от Парка КПВРЗ, третий переулок направо по улице Будённого, когда спускаешься к Болоту…
Фактически, я их провожаю не один, Чепа и Квэк тоже увязались и создают излишний ажиотаж, тем более, что возникает неясность — у неё одна подружка, а этих двое. Кто кого тут провожает?
Ну как свернули всей шарой в переулок, Света всем «пока-пока!» и — нырь! — в калитку своей хаты. Я провожаю Ольгу до соседней, про которую она сказала, что она оттуда. Но Чепа с Квэком не отстают, сбоку тормознулись да ещё в наш разговор тупые реплики вставляют.
И только когда мы с Ольгой начали целоваться, то даже им дошло, что тут не светит. Перешли к забору напротив, помочились на столб под фонарём (богема, блин!) и ушли несолоно хлебавши. Как будто не могли до угла Будённого дотерпеть.
Откуда Квэк на репетиции взялся? Так ведь Жанна Парасюк его сеструха ро́дная...
~ ~ ~
Концерты художественной самодеятельности проходили не только в Клубе. Иногда их вывозили в сёла Конотопского района на заводском автобусе марки ПАЗ. Как раз для одного из таких концертов мы и репетировали тот скрипучий потолок с ледяной дверью.
Поскольку ПАЗ, он, не резиновый, везти с собой аппаратуру не получалось и снежинок-малолеток из балетной студии в их пышных пачках тоже грузить некуда, так что танцевальная часть программы урезалась до кости: один «гопак» на троих, один молдаванский «жок», в дуэтном варианте, под баян Аиды (свой аккордеон она в сельскую местность не вывозила).
Затем Аида передавала инструмент Чубе, и тот играл свою партию в эстрадном ансамбле. А я как был, так и остался ритм-гитаристом, но для села на простой, акустической гитаре.
Владя оказался за бортом эстрадного ансамбля, Аксёнову, с его саксофоном, соло-гитарист без надобности. У Чепы иммунитет незаменимости, но и его «кухня» в скелетном варианте из трёх предметов для битья палочками.
Мурашковский — общепризнанный гвоздь программы; то песни поёт, то гуморески рассказывает от сатирика Павла Глазового на тему «про меня и про моего кума».
Эти рифмованные анекдоты про то, «как мы с кумом» были его фирменным блюдом. Как мы с кумом, на футболе, его головой штангу снесли, а потом на мотоцикле в колхозного быка врезались, а тот нас через Дуб перебросил… Простые рифмы, доходчивый юмор, публике вся эта сатира нравится — гогочут и хлопают.
А потом на сцене снова певица Жанна и её музыкальное сопровождение — Эстрадный ансамбль. Чепа задаёт темп, мы вступаем, и я чувствую, что струны под моими пальцами послаблены по полной. Аксёнов пораскручивал, никто другой, во время гуморески или, может быть, гопака, для смеху. Хохмач щекастый.
В общем, Чепа с Чубой дают ритм, дают баянные аккорды, а я типа живой декорация, медиатором по струнам бью, но так, чтоб не звучали, как бы на клёпке аккомпанирую, которой не хватает...
В завершение концерта Мурашковский выдаёт свою основную бомбу — гумореска про Примака и его Тёщу.
С дикими воплями, Мурашковский несётся от входа через весь короткий зал. В руках футляр баяна, который изображает чемодан с личными пожитками.
Вскарабкавшись на сцену, он начинает гумореску от первого лица про горькую судьбину Примака. О том, как жена и её мама сдали его в милицию, чтоб не ушёл в запой. В отсидке, все 15 суток срока, он вынашивал план мести и теперь, по возвращении из места заключения к месту жительства, невзначай так, между прочим, сообщает, что в земляном погребе развалилась бочка солёных огурцов…
(В зале оживление и гыканье).
Всполошившись, Жена и Тёща наперегонки спускаются по лестнице в погреб и Примак, стоя наверху, зачитав им доктрину Ветхого Завета «око за око», объявляет свой приговор — 15 суток лишения свободы — и с разгону хряскает крышкой погреба, чтобы захлопнулась плотнее.
(Зал тонет в ликующем ржанье.)
С интервалом в один день, Примак спускает в погреб передачу, на верёвочке. Гуманитарная добавка к рациону из находящихся внизу запасов свёклы и моркови на зиму.
(Децибелы хохота докатываются до соседних сёл. Зрители с особо живым воображением уже не в силах смеяться — они лишь дёргают головой, рты судорожно распахнуты, зажмуренные глаза роняют капли слёз, которые им нечем утирать, потому что руки, стиснутые в кулаки, лупят по спинке сиденья в предыдущем ряду.)
Четырьмя днями позже, кто-то из соседей вызвал милицию. Узницы подземелья на свободе. Примаку впаяли ещё 15 суток.
(«Бу-га-га» в зале, своими симптомами, начинает смахивать на коллективный припадок.)
Мурашковский бросает им финальные строки, как тореадор, добивающий истёрзанного быка.
"Так прощай постылый брак.
Тёщины молитвы.
Хату вашу не спалю!
А захотел — спалил бы"
Обычно, на эти слова зал реагирует прощальным залпом, достаточным, чтоб вынести окна и двери вместе с рамами. Мурашковский изготовился для завершающего поклона под общую овацию и — ...тишина... абсолютно мёртвая… Ни звука.
(Все застыли словно массовка из Театра Восковых Фигур мадам Тюссо. И только лишь, где-то из семнадцатого ряда, доносится едва слышное «плюсь!» — на доски пола шлёпнулась запоздалая слезинка выхохотанная всего мгновение назад…)
Затем сиденья начинают неловко поскрипывать. Председатель сельсовета с опаской взбирается на сцену со скомканным словом благодарности за шефский концерт. Зрители расходятся в немом унынии.
За кулисами Мурашковский бьётся в истерике. Чепа с Аксёновым ухватили его с двух сторон и крепко держат, чтобы не вырвался в зал — сказать им всем, кто они. Никто не знает, как его унять...
С рекордной скоростью костюмы с инструментами запхнуты в автобус. Все сели в кабинете директора клуба, стартовало традиционное угощение, дань благодарности артистам из города — хлеб, сало, огурцы, самогон.
После первого стакана, председатель сельсовета приносит неумелые извинения Мурашковскому: «Ну тут… таке дiло… у нас на селi… теє… за мiсяць три хати згорiли… нiяк не знайдуть хто…»
Директор Клуба, Павел Митрофанович, всё больше и больше краснея широким лицом, держит водителя автобуса под бдительным контролем, и после третьего стакана — «на посошок», мы готовы тронуться в ночь.
На том этапе моей жизни, меня всё ещё передёргивало от самогона, так что пара глотков, выпитых под закуску из хлеба с салом, быстро выветриваются. Я смотрю в непроглядную ночь за оконным стеклом натужно воющего автобуса.
Водитель вкладывает всю свою душу в педаль газа, вплющивает её в пол кабины. Мы несёмся, летим вдоль мягких просёлков района. Фары выхватывают из густой темени случайные стволы и ветви придорожных деревьев.
Порою промелькивают хаты маленького села… Девушка с парнем стоят у забора хаты… провожаются...
Они оглядываются на пролетевший автобус. Наверное, думают: «А и живут же люди!. в городе живут...» Завидуют мне.
Это странно, но я завидую им… провожаются… я тоже так хочу… в тепле Украинской ночи…
Но у меня есть Ольга, а в переулке, где она живёт, точно такая же ночь, и всё равно я завидую хлопцу… во, блин, непонятка...
(...в те времена слово «тёща» служило самым магическим заклинанием артистов-юмористов (да, так вот длинно, через дефис, тогда обозначались стендаперы). Стоило человеку на сцене сказать «тёща!» и зал — в хохот, покатом.
Нынче население попереборчивее стало, до того избалова́лись изощрённым юморком, что артист комедийного жанра должен поднапрячься, вдохнуть поглубже и, что есть мочи, заорать в микрофон: «Жопа!», а то ж им и не дойдёт, что пора смеяться…
Ладно, пойдём-ка лучше на концерт в сельском клубе начала семидесятых XX-го столетия...)