автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

самое-пресамое
финальное произведение

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   





СМП-615, он же Строительно-Монтажный Поезд под тем же номером, находился примерно там, где я когда-то жевал траву, оголодавши в достопамятном велопробеге на Сейм и обратно, но на противоположной дорожной обочине.

Незабвенно-неудачный выпас имел место за городской чертой, однако Конотоп рос, и пастбище стало частью окраинного района, неофициально именуемого «На-Семи-Ветрах». Конотопчанам не занимать поэтичного ви́дения мира.

7 декабря 1979, после непродолжительного визита на 4-й километр под Черниговом, я пришёл в СМП-615, потому что ни один трамвайный или автобусный маршрут туда не дотягивался, это же у чёрта на куличках, где кончается На-Семи-Ветрах.

И близко не могу представить причин, побудивших начальника отдела кадров, в ходе наших переговоров, так выкорёживать своё лицо, что рожи Славика Аксянова, в сравнении с такими корчами, блекли до уровня бездарно дилетантизма участника художественной самодеятельности на районном смотре.

В какой-то момент, он вдруг схватил широкую деревянную линейку со своего стола и начал прикрывать ею свой левый глаз. Боялся меня сглазить?

Предположить похмелье движущей силой столь извращённых передёргов не получалось — шла вторая половина рабочего дня и бодун (даже если допустить, с натяжкой, что как-то не сложилось чем его утушить) уже бы должен был своё отколбасить.

Один из тех случаев, на которые остаётся лишь пожать плечами и забыть.

Тем не менее, ему удалось принять меня на работу и даже объяснить, что организации достаются 10 % построенных ею квартир, для последующего распределения их между работниками СМП-615, в порядке установленной очереди на улучшение жилищных условий. На текущий момент шло строительство 110-квартирного дома, а в очереди стояли 23 желающих.

Конечно же, да, я подал заявление, и стал двадцать четвёртым. Меня не отпугнул даже тот факт, что, после сдачи 110-квартирного, мне придётся стать тринадцатым, автоматически. Зато не более чем через два дома я точно получу квартиру для своей семьи.

Тогда я не подозревал ещё, что далеко не всё настолько арифметически прямолинейно. А начальник отдела кадров не успел ввести меня в курс нюансов, потому что сменил место работы, и на его должность пришёл моложавый пенсионер из вооружённых сил.

С новым начальником отдела кадров всё было ясно и субординатно, поскольку отставной майор Петухов держал выражения лица под контролем, натренированным армейскими буднями…

Впрочем, физиогномика чехарды начальников не так уж и важна, ведь главными людьми в моей жизни, на предстоящие шесть лет, стала бригада каменщиков.

~ ~ ~

В СМП-615 насчитывалась всего одна такая бригада, все остальные — штукатуры, сварщики, плотники, сантехники — приходили на возводимые объекты после нас. Рабочие растворо-бетонного узла, как и крановщики, снабженцы, грузчики являлись вспомогательным звеном, работали на нас, ну и ещё куда пошлют… Даже инженеры и счетоводы вторичны по сравнению с нами.

Именно мы приходили в глубокие котлованы и заполняли их кладкой многотонных бетонных блоков фундамента при помощи автокрановщика Гавкалова. Затем начиналась эпопея роста стен и «начинки» здания методом «кирпич на кирпич», чему содействовали крановщики башенного крана — Микола, Коля и Виталя — каждый в свой черёд.

Менялись крановые, менялись сварщики, но мы оставались, чтобы делать своё дело. Ибо кто, если не мы изменит пространство?

Вместо заполненной воздухом пустоты, изредка пересекаемой бродячими стаями ворон и прочих пернатых, поднялись лестничные марши, а по ним, на недосягаемые прежде высоты, пошли жильцы к своим домашним очагам и обратно.

Бездельницам воронам пришлось пересмотреть маршруты своих полётов На-Семи-Ветрах. Да, бесспорно, многоквартирные жилые дома являлись результатом совместного труда всех перечисленных, а также обойдённых молчанием, структур СМП, однако остриё продвижения к осуществлению вековечной мечты человечества, о нормальных жилищных условиях, представляли собой именно мы — каменщики.

Непросто быть остриём. Ни стены кабинета, ни стёкла кабины, ни шпангоуты бортов не укроют тебя от мерзких капризов и пакостных взбрыков погодных условий. Вся твоя защита — спецовка, каска и кирзовые башмаки (зимой добавится бушлат и шапка) всё остальное (не укрытое ими) (становится добычей палящего солнца, хлещущих дождей, безжалостных вихрей и трескучих морозов.

Не каждый выдержит, не всякому дано быть каменщиком день за днём.

Много с кем довелось мне работать и в СМП-615 и за его пределами, но именно эти двенадцать навсегда остаются «нашей бригадой»:

  • Мыкола Хижняк — бригадир;
  • два Петра—Лысун и Кирпа — каменщики;
  • два Григория—Григорий Григорьевич и Гриня, его тёзка, по прозвищу Мелехов (вследствие сериала "Тихий Дон" на ЦТ) — каменщики;
  • две Андреевны (от разных отцов, в разных семьях) — Любовь и Анна — каменщицы;
  • Лида и Вита — каменщицы;
  • Вера Шарапова и Катерина — строповщицы; и
  • Серёга Огольцов — каменщик.

~ ~ ~

В Конотопе легко распознать многоквартирные здания, построенные нашей бригадой, все они — полосатые. Начиная стены этажа, мы поднимали пояс периметра кладкой красного кирпича (6 см х 12 см х 25 см) с клеймом «КК» на ребре — «Конотопский Кирпичный». «З» — (т. е., «завод») отсутствовала, вместо неё стояли палочки: «I» — выработан в первую смену, «II» — вторая смена, и так далее.

Когда пояс вырастал до нижнего уровня оконных проёмов, кладку столбиков между окнами и откосы балконных дверей мы продолжали уже белым силикатным кирпичом (9 см х 12 см х 25 см), без каких-либо опознавательных знаков своего происхождения.

Столбики, выложенные на всю высоту окна, соединялись бетонными перемычками, которые подавал башенный кран. В завершающие же ряды, поверх перемычек, снова шёл красный кирпич.

Глядя со стороны,— ещё один этаж готов (красно-бело-красный), но быстро лишь сказка сказывается… Подошло время творить «начинку» — вести кладку внутренних стен: несущей продольно-осевой, она же «капиталка» и поперечных, что разделяют секции соседствующих подъездов, а также делают квартиры одной и той же секции раздельными.

Затем переходим на кладку перегородок из гипсовых плит (8 см х 40 см х 80 см), что разделяют каждую квартиру на коридоры и комнаты, а также ставим раздельные санузлы из красного кирпича «на ребро» (и только из красного, потому что силикатный, как и гипс, боится влаги.)

И вот, наконец, этаж можно перекрывать бетонными плитами, подплывающими по воздуху под стрелой башенного крана, на туго натянутых стальных тросах с массивными крюками, которые Катерина и Вера Шарапова внизу, на земле, завели в четыре петли самой верхней, в штабеля таких же плит длиною в 5,6 метров и шириною 1,2 метров, а возможно, в 1 метр ровно.

Именно разница в ширине плит перекрытия даёт возможность точно уложиться в ширину подъезда, не заезжая поверх стен лестничной клетки. Эти стены перекрывать нельзя — именно в них выложены вентиляционные каналы кухонь и санузлов...

А что если на строящийся объект завезены плиты всего одной только ширины, и варьировать нечем?

(...дефициты эпохи плановой экономики научили не привередничать и хватать, что подвернётся, пока хоть это есть...)

Что если не из чего выбирать в штабелях плит перекрытия, а?

Тоже не беда! Есть лом, кувалда, два Петра, два Григория, один Серёга и бригадир Хижняк — сменяя друг друга на инструменте, они доведут плиту до нужной кондиции.

* * *

стрелка вверхвверх-скок