Каждое утро Начальник Овощной Базы распределяет, кому и где работать. Пару раз мне досталась должность помощника бондарей.
Вся площадка перед их приземистой мастерской заставлена недужими бочками, нуждающимися в ремонте. Я вкатывал или втаскивал их волоком — в зависимости от степени увечья — в тесную комнату с верстаком. Два мужика в кепках и фартуках сбивали с потерпевшей железные обручи, и бочка рассыпа́лась в бессвязный ворох гнутых дощечек, они же, в их терминологии, — "клёпки".
Бондари их сортировали, отбрасывали безнадёжных, восполняли нехватку из запаса от прежних ремонтов. Они стругали "клёпки" и подгоняли одну к другой, собирали круглые днища из плоских обрезков, вставляли их с торцов возрождённой бочки и заново набивали обручи...
Конечно, я и раньше знал, что выражением «без клёпки в голове» тебе хотят сказать, что у кого-то «не все дома» или тот кто-то, короче говоря, — «чокнутый». Однако именно в мастерской с низким потолком, до меня полностью дошёл смысл этих слов — ведь бочку без клёпки невозможно наполнить, как и чокнуто треснутый стакан...
Отходы я относил всё к тем же бездельным печкам во дворе, в которые, если присмотреться, вмурованы железные котлы.
Бондари работали не спеша, восстанавливали две-три бочки в день, и время рядом с ними тянулось очень медленно, зато в их мастерской приятно пахло древесными стружками…
. .. .
Возле каменщиков пахло сырой землёй. Они работали в длинном подвале хранилища, — взамен стены из подгнивших брёвен выкладывали кирпичную. На них тоже были кепки и фартуки. Кепки такие же как у бондарей, но фартуки потолще, из брезента.
Мне очень хотелось попробовать класть стену, хотя бы немного. Старый каменщик позволил мне проложить один ряд. Он стоял в стороне и чему-то усмехался, хотя его хмурый напарник всю дорогу ворчал, что у меня не так всё выходит как надо...
Мой напарник по подсобничеству, тоже ворчал всё время, но не на тему каменной кладки, а из-за того, что начальник — сука.
Злясь, что ему достался такой сука начальник, он увиливал от работы, на которую Начальник отправил нас двоих. Меня не колыхало, что напарник работает меньше моего, просто это неправильно, и я даже обрадовался, когда он в сердцах отправился брать расчёт в конторе ОРСа.
. .. .
А потом пошли огурцы. Они прибывали вагонами, составами, которые небольшой дизель-локомотив впихивал на территорию Базы по боковой ветке. Вагон от вагона не отличить, в каждом одна и та же картина: молчаливые штабеля ящиков с огурцами, на высоту плеч. Теперь их надо перетаскивать во двор, к печам, в чьих котлах кипит пахучий рассол из укропа.
Вокруг печей — шеренгами — пустые бочки. Крышки вынуты и опёрты на клёпки в круглых стенах, в ожидании своей порции огурцов на засолку.
Здесь работала всё та же бригада баб. Однако им уже некогда точить лясы про «неё» и «него». Слишком заняты. Они варят «узвар» в железных котлах, разливают по бочкам, уже заряженным огурцами.
. .. .
Их живой пример не зародил во мне особой тяги в кулинарную карьеру. С меня хватало должности истопника — поддерживать огонь в печах обломками разбитых ящиков и треснутых клёпок. Некоторые приходилось доламывать топором, однако нечасто.
В общем, работа далеко не конвейерная — когда надо подбрасывать, покричат, а потом иди и сиди дальше, до следующего зова.
Вот я и сидел на солнышке, во дворе без единой тени, подальше от печей, где вообще жарища адская.
Чтобы скоротать трудовую незанятость (пока не позовут) я практиковался брать шестиструнные аккорды на огрызке клёпки, выхваченной из общей топливной кучи: ре-минор, ля-минор, ми-мажор.
Бабы смеялись от кипящих котлов: «Шо? Нашёл-таки клёпку, шо тебе не хватала?»
Но я не обращал внимания. Я брал си-септаккорд, и думал о Натали́...
~ ~ ~
Когда тебе навстречу идёт по тротуару девушка с прозрачной косынкой на шее, которая однако завязана не как пионерский галстук, а узлом пошире. Причём он сдвинут на плечо. То уже сразу усекаешь, что эта девушка в теме насчёт шикарного стиля. И так сразу охота с ней заговорить, познакомиться, пойти рядом….
Но как заговорить-то? А вдруг отошьёт? И будешь себя чувствовать типа жвакнутого помидора. Кому оно надо?
Совсем другое дело, если знаешь, что стильную девушку зовут Наташа Григоренко, и ты даже пытался кружить её в бальном вальсе под баян Володи Гуревича, он же Ильич.
— Привет, Наташа! Как дела?
— О, Серёжа! Тебя не узнать! Вообще-то, в двенадцатой школе меня все зовут «Натали́».
Мы случайно шли в одинаковом направлении, и я попутно проводил её до угла улицы, на которой она жила. Улица Суворова, напротив срединного въезда на Базар.
. .. .
Я и Радя ехали на задней ступеньке трамвая курсом на Посёлок. Прохлаждались встречным ветерком. И когда вагон тадахкал вдоль Базара, я вдруг зачем-то повернул голову и заглянул в промелькнувшую за дорогой улицу Суворова.
Особых причин туда смотреть у меня не было, но там случайно и неподалёку от угла две девушки играли в бадминтон. Конечно, я сразу же узнал прямые длинные волосы Натали́.
— Пока, Радя! — И я соскочил на полном ходу, оставив безответным его: «Куда?»
Да, так и есть — она. Вторую девушку тоже представлять не надо — бывшая одноклассница нас обоих, Наташа Подрагун. Она вместе с Натали́, перешла в двенадцатую школу ради Физико-Математического уклона.
Что и говорить, — я тут же врубил трынди-брынди насчёт случайно мимо, вечерней лошадью в Одессу, даю уроки дрессировки воланчика.
И в этот момент — ну это ж надо как совпало! — из-за угла выруливает Радя. Ага! Ещё один случайный прохожий. С учётом краткого отрезка времени, — тоже спрыгнул, не доезжая до остановки у школы № 13. Хотя вроде как собирался типа деда своего проведать.
Наташа Подрагун скоро ушла, потому что я и Радя так мало с ней общаемся, из-за того, что она толстая. Натали́ пригласила нас во двор своей хаты, где стоял стол, вкопанный в землю, а на нём кипа Чешских журналов Film a Divadlo. И пока я увлёкся рассматривать в нём картинки из вестернов, Радя перехватил разговорную инициативу.
Но тут из соседского огорода просвистала пара комков сухой земли, правда, с недолётом. Натали́ крикнула пацану, что скажет его родителям. Но Раде этого показалось мало, и он побежал к забору шугануть малолетку. Ну, а может, хотел повыделываться своей спортивной выправкой, как-никак два года в ДЮСШ ходит, на волейбольную секцию.
Наверное, Натали́ жалко стало Отелло-пятиклашку, или же Радя, несмотря на физическую подготовку, примял какой-то из картофельных кустов своей пробежкой через огород.
Во всяком случае, пока он наезжал на пацана своей лекцией старшего товарища, Натали́ пригласила меня заглянуть к ней в четверг. Потому что у неё ещё много таких журналов.
Так мы начали встречаться — я и Натали́.
. .. .
Наверное, правильнее сказать, что это Натали́ со мной встречалась, потому что я понятия не имел, как это делается. Я просто приходил на улицу Суворова 8 в назначенный день. Здоровался с её матерью. Садился на диван, и листал очередной журнал Film a Divadlo. У них дома таких журналов было до фига и больше.
А и откуда только люди умудряются такие журналы доставать?!
Потом отец Натали́ приезжал с работы, на мотоцикле с коляской. У него был такой же круглый подбородок, в точности дочкин, и он разрешал ей выйти погулять до десяти. Но не позже половины одиннадцатого. И мы выходили.
Она много говорила, но не ради пустой болтовни, как некоторые. Натали́ стала моим просветителем. Несмотря на долгие годы запойного чтения, я ещё столько всего не знал…
Что самые классные конфеты — это «Грильяж», только в Конотопе их не продают. За ними надо в Москву ехать или в Ленинград, да и там не сразу найдёшь…
Что самый вкусный бутерброд — это намазать хлеб маслом, а сверху тонко нарезанный помидор и яйцо вкрутую, а хлеб должен быть чёрный, конечно…
И что самый хриплоголосый певец в мире — это Луи Армстронг.
По её наводке, я взял в библиотеке книжку стихов Вознесенского. Я знал, где та стоит на полках, но всегда проходил мимо, за то, что стихи. Так вот что значит настоящие стихи!
(...или всё ж таки она первой окликнула на том тротуаре? Ведь чтобы так круто повязать косынку нужно быть не только шикарной, но и решительной тоже...)
Как бы там ни было, но следующий шаг сделал я. Может не слишком сразу. Через неделю или две... Или всё-таки через месяц? Неважно! Главное, что я сделал этот шаг, вернее, очень даже решительный прыжок…