( он же Роман на Слабо́ )
Бутыль #13 ~ Люди не виноваты ~
На войне нет людей. На войне не найти человека. Человек на войне выходит из себя, становится иным, одержимым, невменяемым: и я, и ты, и следующий — слиты в новый, небывалый, неклассифицированный организм, скованный одной целью — убивать; убивать, чтобы выжить и только потом распасться на отдельности, которые только что не были людьми, а составными частями…
Но частями чего — машины?.. зверя?..
Чего-то, чему нет классификации. Чего-то, что бежало, стреляло, орало, не чувствовало себя, было обезличенной надличностью…
«...мы бежали в атаку, я среди всех, вперёд, а тут навстречу пулемёт строчит, смотрю, а я что-то один, где же ребята? зачем отстают? вперёд же!... оглянулся и увидел себя на земле, тело моё позади, на земле там, лежит, без меня, ну тут и потерял сознание...»
Его вытащили, выжил после ранения, стал человеком...
«...мне отпуск дали на два дня, домой приехал, у нас двухкомнатная на третьем, в бомбёжки уцелела, ну там — жена, сын двухмесячный, а не могу расслабиться, такой весь напряжённый: ребёнок закричит — насилу сдерживаюсь, чтоб не схватить за ноги, шарахнуть об что-то и — с балкона...»
Сдержался — свой ребёнок всё-таки. А если бы не свой?
Александр Матросов, Унан Аветисян и все другие, повторившие этот беспримерный подвиг, посмертные Герои Советского Союза, не бросались на амбразуры дзотов, чтобы телом своим заткнуть огонь пулемётов по идущим в атаку товарищам. Нет. В смертоносную струю свинца их бросила общая потребность машины-зверя выжить, бросило коллективное подсознательное.
На войне нет человека, есть составные части войны...
В окопах нет атеистов, в окопах — все под богом, и все знают об этом. Этот бог не тот, про которого учат в медресе, семинариях, кому возжигают пахучие вещества, возносят молитвы, песнопения.
Этот бог не вмещается ни в одну из религий. Этот бог сильнее их, безжалостнее, бессмысленней. Его бесполезно молить, его невозможно понять, от него нельзя убежать. Этот бог — Случай.
Если меня спросят: а Армяне творили ли зверства? Я скажу: да, но это не Армяне были.
Если меня спросят: а учиняли ли зверства Азербайджанцы? Я скажу: да, но это были не Азербайджанцы.
Не люди — ни те, ни те, а запчасти войны.
Азербайджанцы остались в автобусе полыхавшем бензиновым факелом, вырванные сердца Армян спиртовались в трёхлитровых банках, чтобы, по тогдашней моде, выставляться на бакинском кладбище, возле надгробного камня сыну, что погиб на Карабахском фронте…
И много чего другого, о чём я и знать не хочу, но знаю, и знание это душит. Добейте меня, избавьте от мук, я знаю слишком много, больше, чем могу вынести...
Я разжигаю межнациональную рознь? Её разожгли и раздули задолго до меня, и продолжают, потому что запчасти войны они разные, есть в ней детали при галстуках, с авторучками, и не в таких костюмах, чтоб с автоматом бегать.
Я не желаю докапываться, кто первый начал. Я за нулевой вариант Попкова, который летом 1992-го добрался из Москвы в Баку, а потом (через Ереван) в Степанакерт, бродил по элитным кабинетам, просил: давайте начнём с нуля, попробуем быть людьми.
Кто его слушал, этого юродивого — обросшего, нечёсанного, в бомжевском плаще?
. . .
Священных войн не бывает, любая война грязная, а когда кончается... Неправда! она никогда не кончается, а только лишь делает тактический манёвр, перегруппировку своих запчастей—
… а когда наступает кажущееся затишье, эту грязь и говно покрывают лаком, кому-то цепляют блестящие висюльки, объявляют Героями Нации, вставляют в учебники истории, чтобы обязательное среднее готовило следующую порцию пушечного мяса.
А проигравших войну объявляют военными преступниками и отдают под суд какой-нибудь Гааге, хотя они тоже родину спасали, и весь мир заодно, ну а когда, по ходу дела, случались преступления против человечности, так ведь одно без другого не получается, нету медали без задней стороны, спроси любого орденоносца, если мне не веришь...
Люди, будьте бдительны! Я люблю вас! Люди! Ау!!
Блин! промахнулись родители с именем, меня бы надо было Иоанном окрестить или, по крайней мере, Ваником…
. . .
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F
(Краткое содержание вышеприведённой ссылки):
В городе Ходжалу и двух его пригородах находились 7000 мирных жителей, сотни из них погибли при штурме в ночь с 25 на 26 февраля со стороны бандитских Армянских формирований и 366-го моторизированного полка, и от обморожений во время бегства через горы…
(Затем идут описания изувеченных трупов Омоновцев и мирных жителей, расстрелянных гуманно, без истязаний, а также свидетельские показания иностранных (Российских в основном) корреспондентов.
Долго обсуждается вопрос: был ли оставлен гуманитарный коридор для выхода мирных жителей?.
Представлено дело Азербайджанского журналиста утверждавшего, что коридор был, и получившего за это (15 дет спустя) срок — 8 лет заключения, однако через 4 года его помиловали.
Далее представлены оценки данному геноциду международным сообществом;
списки художественных и прочих произведений по мотивам событий;
Точки зрения противоборствующих сторон конфликта).
. . .
(Краткий комментарий от меня, не бывшего очевидцем и составившего своё представление на основании, главным образом, подвальных слухов, хотя не исключительно на них):
С 1987-го, на протяжении двух лет я регулярно ездил из Сейдишена в Степанакерт и обратно автобусом, по выходным, через деревню Ходжалу из 300 домов + 3 многоквартирные трёхъэтажки, из двух подъездов каждая (ещё 2 строились). За километр от деревни находились 2 хутора из 10-15 домов.
366-й гвардейский моторизированный полк был выведен из Степанакерта до штурма Ходжалу, а в военном городке оставались лишь несколько младших офицеров:
«...замполит вызвал, сказал, приказывать не могу, но надо остаться...»
(Услышано не в подвале, а на втором этаже дома, где над нашей съёмной комнатой проживала семья домовладельцев, обменявшая свой дом в Баку на дом Азербайджанца в Степанакерте, во время взаимоперемещения народов после Сумгаитской трагедии).
Я сидел за одним столом с наёмным участником штурма, чей БТР (один из трёх) не заходил в Ходжалу, но поддерживал атакующих огнём по ближайшим строениям.
«..где-то к часу ночи, смотрю один с ПТУРом подкрадывается, он же не знал, что у меня прибор ночного видения стоит...»
Гуманитарный коридор был и эта практика применялась во всю карабахскую войну за независимость, что позволяло резко снижать число потерь среди атакующих.
По свидетельству независимых Азербайджанских источников, за сутки до штурма (!), используя предложенный гуманитарный коридор, стада крупного рогатого и мелкого скота, зимовавшего в Ходжалу, были выведены в Агдам, к уже эвакуированным туда владельцам (и это вообще уму непостижимо! Шпионы, кругом одни шпионы! но работают только на зажиточных владельцев).
Официальный сайт (по вышепредставленной ссылке) невнятно упоминает об участии младших офицеров 366-го в Азербайджанском наступлении из Агдама на Аскеран (замполит попросил?).
Это они кричали по рациям из своих танков: «Где блять пехота? Подгоняйте этих баранов! Я без пехоты не попру под ПТУРы!»
(Атака окопавшегося противника танками, без поддержки пехотой, самоубийственна.)
. . .
За год до штурма Ходжалу, Советское руководство пыталось решить вопроса Нагорного Карабаха посредством Операции_«Кольцо»_(1991).
(Цитирую из wiki схему проведения операции КОЛЬЦО):
«Рано утром село окружалось военнослужащими внутренних войск МВД СССР либо Советской Армии. Вслед за этим в населённый пункт входил азербайджанский ОМОН и начинал обыски на предмет наличия оружия и боевиков, а также проверял паспорта жителей[23], это сопровождалось избиениями, насилием и грабежами. Иногда вместе с сотрудниками ОМОНа в деревню с целью грабежа входили гражданские лица. Местным жителям предъявлялось требование навсегда покинуть село. Как правило, действия повторялись в течение двух-трёх дней вплоть до непосредственного выселения...
Итогом «операции Кольцо» стало разграбление и уничтожение 19 армянских сёл, убийство свыше 100 человек (преимущественно детей, женщин и стариков), 600 человек получили ранения, и сотни пропали без вести.»
(Нет я не раздуваю и не ищу кто первый начал, а эта цитата тут просто для наглядности способов производства нелюдей, запчастей войны.)
. . .
В конце гуманитарного коридора, за 700 метров от Азербайджанского города Агдам, толпа беженцев из Ходжалу была накрыта залпом ракетной установки «Град».
Федаины на такой технике не работали ещё, у них были только автоматы и белый бинт на рукавах бушлата.
Ракеты того залпа разорвались за 20 с чем-то километров от Ходжалу. Спустя несколько часов после окончания боя.
Кому-то очень нужно было не дать конфликту угаснуть...
Ходжалинская трагедия наложилась, склепалась, слилась с трагедией Сумгаита в неразрывное звено цепи, в неизбывно закольцованное повторение святой мести за невинных жертв и мучеников.
Применение на практике тошнотворного до оскомы, до зевоты тупого «разделяй и властвуй» — приём пускается в ход которое уж тысячелетие подряд...
. . .
При выезде из Азербайджана (тут я опять возвращаюсь на официальный сайт), у некоторых военнослужащих 366-го моторизированного полка были изъяты крупные суммы в иностранной валюте.
(Наебал замполит! Хотя неясно какая из сторон те доллары платила.
Отняли деньги у танкистов, что не смогли взять Аскеран?
Или же тем, кто из БТР по Ходжалу палили, не хватило соображалки свалить из региона через Ереван? Чего их в Азербайджан-то занесло с Армянской мздой?
Каррочи, полная каша в духе постперестроечной херни, а в ней никаким томасам де ваалям непостижимо разобраться.
Хотя парень и не дурак, я ещё в 2002 заметил, когда тот приезжал материалы на книжку собирать — с такой голландской фамилией, а на Би-Би-Си работает, и шарфик вполне умеренно красной расцветки. А произведение своё составил настолько гладко обтекаемыми и умеренными высказываниями, что обе стороны цитируют его на своих сайтах, как формулировки сочувствующего конкретно их правому делу.)
Впоследствии 366-й моторизированный полк был расформирован...
(Ну этта ващще, сука, обидно! так с гвардией не поступают!)
. . .
Штурм начался ровно в 24:00 (меня уже не удивляет).
Федаин Валё, при форсировании речки на западной окраине Ходжалу, оскользнулся на булыге и упал. Вода горной речки в конце февраля была убийственно холодна, но он поднялся и побежал догонять боевых товарищей.
Затем, в своём качестве компонента текущей машины войны, он бегал, стрелял, орал, не замечая льющейся с него воды.
Около 1:20 ночи, в деревенских переулках ему повезло наткнуться на горящий дом и он кое-как обсушился пожаром. Ещё час спустя, в брошенном доме среди деревни, где кое-где ещё не стихла автоматная перестрелка, он нашёл кастрюлю горячего борща. Всё он не осилил, зато согрелся изнутри.
Мать его, конечно, такого не одобрила бы. Своих четверых детей она родила в Баку, где всю жизнь упаковывала детские коляски на фабрике, пока её муж ездил по Советскому Союзу в качестве сезонного рабочего-строителя.
В 1989, чтобы остаться в живых, они переехали из Баку в Степанакерт.
На следующий год Валё окончил степанакертскую школу № 9, а десять месяцев спустя уже сражался в Кркджане как боец федаинской группы.
Когда в деревне Мялыбялы была захвачена, помимо батареи гаубиц, ещё и животноводческая ферма, он был награждён четырьмя овцами и лошадью, которых и пригнал в родительский дом, на самой окраине Степанакерта.
– Нет,– сказала его мать,– отведи обратно. Это — hарам, чужое.
Если б вам, хоть раз в жизни, довелось гнать животных с окраины возле 9-й школы через весь Степанакерт, да за речку Каркар в деревню Мялыбялы, вы бы поняли чувства Валё. Но он исполнил наказ, так как всегда был послушным сыном...
И тем не менее, он съел, сколько смог, борщ сготовленный не матерью, потому что слишком замёрз.
В 4:40 он поймал заложника (не в обмундировании ОМОНа). Его сморил сон и он присел на скамью возле каких-то ворот, оперевшись спиной на ограду из бутового камня, и приказал пленнику не баловать (тот поклялся, что не будет). Однако Валё, на всякий, вынул обойму из своего АК и спрятал во внутренний карман бушлата, перед тем как уснуть.
Он был разбужен тычком автоматного дула в лоб и, отпихнув заразу, пробормотал сквозь сон: «Не дури, бля!»
В ответ, дуло ударило сильнее и он проснулся. На земле лежал Гаво, романтик из Еревана, над которым стоял Сямо, Валёин кореш, что только что отправил Гаво в нокдаун.
– Это ж Валё! Он наш! Ты чё бинта не видишь, долбоёб?
– А чё он на Азербайджанском отвечает?– обиделся распростёртый ереванец.
(В школах Баку Армянский не проходили, а родители Валё мало проводили времени с детьми, слишком занятые содержанием семьи...)
Валё и его группу расквартировали в Ходжалу. Пойманного им и ещё 5-6 других заложников держали в том же доме, где и сами жили (но окно в комнате пленников заколотили решёткой). Заложников использовали для ощипки пойманных в деревне кур, которые делали вермишель вкуснее.
Через месяц «Красный Крест» увёз их всех…
Но это уже потом, спустя месяц, а 26 февраля из Ходжалу в Степанакерт привезли женщину на сносях. С таким сроком беременности по гуманитарным коридорам не ходят.
Госпиталь и роддом находились тогда в самом крепком из подвалов — под бывшим Обкомом КПСС. Женщина родила двух младенцев.
Мне, по тугодумию, не хватило ума переспросить: двойняшек или близнецов, а если да, то какого пола? Как-то не сразу доходит значение и смысл происходящего вокруг…
Если вообще когда-нибудь…