Пир в тенёчке Чёрного-Сада
(Заметки на манжетах и соединительных фланцах инфраструктуры серого вещества, с элементами уплыва сознания)
1
Дверь из давно минувших дней. Тогда ещё не знали Евро-пластика — дедовский деревянный переплёт. Зато покрыта жёлтым лаком. Вопрос решался взвешенно и мудро. Сюда «Евро»-дверь вписалась бы как седло корове, в эту сурово основательную трёхэтажку Сталинских времён. Ну, ас таким контрастным результатом — полупрозрачная желтоватость в охвате серым прочных стен — можно запросто уже вносить в список UNESCO, под её бумажную охрану жемчужин мировой архитектуры.
Да, имея связи, можно всё. Но только — нужно ли?
Уфф! Не газуй — такой вопрос из абсолютно другого поля ягодка. По рецепту, их следует уваривать по отдельности, не смешивая.
А прежде всё покрывала штукатурка в истресканной побелке, я же помню. Племя Последних-из-Могикан много чего позаставало. Мы даже ещё с динозаврами в футбол гоняли.
Аххренеть! Не только новый век, номер тысячелетия тоже на наших глазах сменился! И нечего на Сталина всех собак вешать. Он за архитектуру не ответчик: хозяйство-то немалое — от Кенигсберга до Колымы — не получается за всем уследить. Тем более, если по сопромату ни в зуб ногой. Вот когда контрики момент поймали, пустились штамповать всё, вплоть до скотомогильников, в стиле Имперского Ампира из позапрошлого столетия. Мафия вечна, а плагиат неистребим.
Пришлось дожидаться «лихих 90-х», пока верхушки кадров госсобственность поделят, пролохотронят рабье стадо, введут двуглавого орла обратно. Дел — непочатый край… А уж как госатрибутика-то устаканилась, возникли новые запросы, меняя взгляды на дизайн.
Штукатурку к чертям собачьим ободрали, до самых швов кладки, что оказалась не монотонной кирпичной порядовкой в однообразно-неизменной перевязке, а из булыг разнокалиберного камня, наполированного теченьем горных рек.
Разницу чуешь? Простенки-столбики меж окон — один в один — крепостные стены 10-го столетия от Рождества Христова, или же стены храмов за тот же период, когда дневная норма выработки каменщика составляла 0,7 метра. В кубе. Всего-навсего. Особо не спешили вогнаться в сверхзвуковую конвейерную потогонность. Строили на века, хотя и без цемента. Да, на тот момент римляне уже успели изобрести цементный раствор. Однако варвары известковым обходились, а для прочности в него добавляли белки куриных яиц, всё по средневековой рецептуре. И, кстати, до сих пор стоят и храмы те, и стены, если случайно где-то не успели разобрать. Некоторые даже в списках UNESCO не значатся, а всё равно стоят.
Да, но яичные желтки куда, которых с известью не стоит смешивать?
Вопрос явно на засыпку, и в него лучше не вникать. Не то сам же пожалеешь, когда пойдёт голодная отрыжка и бунт в желудке. Лучше держаться нейтральных тем. Например, знаете ли вы, что римляне не успели раскрыть все его тайны?
Лишь совсем недавно, 2 с чем-то тыщи лет спустя, учёные обнаружили способ повышения прочности цемента на дополнительные 30 %!
Точно говорю, сам вон недавно, в интернете вычитал. Оказывается, если, конечно, не фейк, ему нужна добавка кофейной гущи, те горькие осадки на дне чашечки, выплескиваемые толпой невежд в кухонную раковину и – небоскрёбы начнут стоять не меньше пирамид Хеопса. Прогресс налицо…
Но это ж надо было догадаться! Как смогли?
Впрочем, учёным всегда делать нехрен, а кофе они пьют как лошади. В смысле объёма дозы. А Римляне не при чём, что к ним не завозили кофе из неоткрытой ещё Бразилии, и колумбийская мафия тоже чёт с экспортом тянула. Так и терялись целых 30 %.
Нет, хватит уже про кофе, а то затронешь – сам же потом жалеть начнёшь, как и от желтков яичных. Лучше эту гоголь-могольную тему вообще свернуть. О чём у нас вообще речь велась?.. Ага! Архитектура, значит...
То есть, как посшибали штукатурку с обычной 3-этажки административного назначения, то стала архитектурным достоянием, из одной линейки с оперным театром города Львов. Размах, конечно, поскромнее, это понятно, но по духу — перекликаются. Особенно при виде сзади, если подходишь через сквер.
А интересно — почему? Ну, обдирка – да, это одухотворяет, безусловно, однако главная фишка фокуса в лестнице, вернее их тут даже пара. Но обе к одной и той же двери плавно так, раздвинутыми дугами вздымаются, до уровня второго этажа.
Но и это, опять-таки, смотря откуда подойти. Если спереди, там, где у здания фронтон, так оно двухэтажное и вход без всяких тебе крылечек-лестниц. Заходишь почти что с тротуара. Выходит 2 в 1? И 2х- и 3х-этажка в одном лице? Ну, да, продиктовано уклоном горной местности, надо же архитектурную жемчужность правильно вписать в прилегающую местность.
То есть, спереди вполне пристойная прямоугольность в ампирно выдержанном стиле, но задница — о, ла-ла! — с той парой лестниц, это тебе прям помесь Версаля с Тюильри. Буквально бери и начинай съёмки очередных 3-х Мушкетёров. Под такую лестницу и Анна Австрийская очень даже вполне впишется, и Людовик с любым порядковым номером, не говоря уже про кардинала Ришелье.
И, кстати, весьма своевременная альтернатива пленэру в городе Львов, там российские «Кинжалы» в любой момент могут разнести Оперный. Такие вот улётные боевички в третьем миллениуме.
А начиналось всё так мирно мило, я же помню. В 6 ноль-ноль гимн Союза нерушимого, «Пионерская Зорька», сводки с полей, чёрное золото из шахт, белое золото с хлопковых полей, повсеместное братство народов…
Вот именно поэтому жёлтый блеск лакировки, промеж раздвинутых подножий лестниц, два полумесяца — новолуния и старолуния, чьи верхние рога сойдутся на высоте 2-го этажа — чуть-чуть не соответствует суровым будням королевского двора Франции 17-го века.
Уж больно разблестелась эта дверь, чем и создаёт нездоровую конкуренцию алмазным подвескам и блёсткам Марлезонского балета. Боюсь, как бы и её не пришлось обдирать, чтоб соответствовала общему духу времени. Правда, ещё вопрос: потянет ли бюджет фильма расходы на повторную лакировку. Отреставрировать после съёмок, обратно, какой была.
Нет, ну, относительно конструкции претензий нет – проём достаточно широк между распахнутых двух створок…