Финишный рывок
(Безбожная ТрагиКомедия из 25-и Поворотов и Эпилога для театра с поворотной сценой.
Ни одно событие не вымышлено. Почти все имена подтасованы)
Поворот 9-й
Тот же вход в убежище, где всё по-прежнему, лишь поменялась пара женщин у жестяной печки, а на доске-скамейке поверх кубиков присоседился Тиль, крайним справа.
Теперь там трое ахсакалов, но пара прежних обходятся лишь небритой щетиной.
Т и л ь (Обращаясь к сидящему по центру, у него под боком). Ещё что есть, чего нет, Енгибар Енгибарович?
(За домами всхлеснулась волна автоматной трескотни.)
Е н г и б а р (Не вынимая руки из карманов тёплой куртки и глядя перед собой, пожимает плечами). А-а, всё то же.
Т и л ь. Какие планы на светлое будущее?
Е н г и б а р. Планы Национальное собрание строит, а мне некогда — жить надо.
Т и л ь. Думаешь из тех дармоедов кто-то ещё тут остался? Вертолёты с базы миротворцев каждый день в Армению стрекочут. А ты как? Багаж упаковал?
Е н г и б а р. А если останусь?
Т и л ь. Самый верный вариант.
Е н г и б а р. А ты?
Т и л ь. Я тоже остаюсь. Такого соседа, как ты, больше нигде не встретить.
Е н г и б а р (Оборачивается к Тилю). А турки придут и — что?
Т и л ь. Что-что! Мне Фейсбук уже 100 раз объяснил всю процедуру. Сперва мою голову отрежут — в футбол поиграть, потом дадут лопату в руки, чтобы в городе весь этот срач после мародёров зачищал, а дальше — в трудовой лагерь на каторжные работы. Гобустан далеко отсюда? Хотя без головы, мне это всё уже по барабану будет.
Е н г и б а р. Точно остаёшься?
Т и л ь. Меня уже один раз капитулировали, вместе с деревней. Больше не потяну — вышел из спортивного возраста. Тем более, одно Азербайджанское слово знаю, ты же меня и научил:
Арвадан кьорхмийаын кяпурдиразерб. —
Кто жены не боится — бесстрашный витязь
!
Е н г и б а р (Смеётся, толкает локтем аксакала справа от себя). Слышь, чего говорит?
А х с а к а л (Переводит, улыбаясь). Кто от жены не боится — совсем богатырь!
Е н г и б а р. В деревне хорошо было?
Т и л ь. Э-э! Енгибар
-чьянарм. —
Уважительная добавка (послелог) к имени собеседника, так же как -"сан" в Японии, например
— утраченный рай! Не сыпь мне соль на рану…
Звуки боя усиливаются. В закуток между зданиями приходят 4 парней лет под 20. На них армейские бушлаты и куртки, шерстяные шапки ручной вязки, спортивные туфли, на одном даже белого цвета. У каждого автомат Калашникова на плече. Они останавливаются отдельной группой, на небольшом удалении от женщин у печки и от скамейки ахсакалов. Заняться им явно нечем, глазеют по сторонам, переговариваются, пожимая плечами.
У парня в белых ботусах автомат съехал с плеча за спину до почти горизонтального положения. Когда он, поворачиваясь к собеседникам, дуло, висящее у него из подмышки, болтается из стороны в сторону, на уровне солнечного сплетения человека среднего роста.
Т и л ь (Обращает внимание Енгибара на пацана с висячим автоматом). Выправка, бля!
Е н г и б а р. Ополченцы, что с них взять.
Т и л ь. В нашей деревне несчастный случай был, с охотничьим ружьём.
Е н г и б а р. Такое в каждой деревне случается. Или в соседней. А толку? Когда мы начинаем думать, нас уже не слушают. Молодые и без нас всё знают.
(Переключается на декламацию.)
Ты богата, прекрасна, как лань,
Платья шёлк тебе очень идёт.
А я — просто солдат, и только...
Сапоги в пыли, пересохший рот
На плечах моих гимнастёрка
И руки грубы, как тёрка…
Т и л ь. Ухх! Класс! Сам сочинил?
Енгибар молча, кивает головой.
А х с а к а л (Словно очнувшись от дрёмы на левом краю доски). Какой там сам! Перед дембелем припахал всех «салаг» своей роты!
Енгибар порывался как-то ответить, но лишь взмахнул жестом «что с них взять!»
Т и л ь (Обернувшись на малолеток у входа в подвал). Нет, ну ты посмотри на этого Нарека!
Е н г и б а р. Какой ещё Нарек?
Т и л ь. Да из вашего здания. Пацанёнок Давида, что во втором подъезде живёт. В одной рубашке! Простудится — заболеет.
Е н г и б а р. У Нарека мама есть, чтобы смотреть.
Ополченцы, о чём-то сговорившись, уходят направо. Из подвала показалась Сат с чайником и сумкой, машет рукой Тилю. Он покидает доску ахсакалов, идёт ей навстречу.
С а т. Сходи домой, у Эллы в комнате, возле зеркала, сумка с документами. А на кухне, на столе возле холодильника целлофан, синий. Можешь принести? Я не хочу спускаться.
Т и л ь. Что значит «можешь — не можешь?» Как будто у меня есть выбор! Донесу, не бойся, фельдмаршал.
С чайником и сумкой в руках, он идёт влево, откуда приходил. Заметив кого-то дальше впереди, машет рукой, окликая.
Т и л ь. Давид! Ай, Давид! Можно тебя на минуту?
Уходит. Сат смешивается с группой женщин у печки.
1-я - ж е н щ и н а - у - п е ч к и (Заглянув мимо девочки с телефоном за угол торцевой стены во двор здания). Меруж идёт! Меруж из третьего подъезда!
2-я - ж е н щ и н а - у - п е ч к и. Меруж всё знает, он завхоз в президентском здании!
Появляется Меруж, мужик лет 45 в повседневном костюме служащего, но без галстука. Останавливается возле печки, здоровается.
М е р у ж (Указывая на малышню, что шумят, шалят и толкаются на ступеньках входа в убежище). Ты на них посмотри! Э! Что творят! И проход загородили.
Некоторые Женщины у печки призывают малышню к порядку, каждая окликая своего, велят им зайти в подвал. Дети стихают и спускаются на одну ступеньку ниже, чтоб снова завести свою возню.
1-я - ж е н щ и н а - у - п е ч к и (К Меружу). Ну что слышно?
М е р у ж . Вчера новый председатель Национального собрания ездил в Евлах. Подписали прекращение огня на сегодня, с часу дня.
Стрельба боя за домами усиливается. Меруж недовольно вертит головой, поясняет.
Ну, часу ещё нет, пока что. В общем, не надо паниковать. А то кинулись в аэропорт, на базу миротворцев, пробка на все 15 километров, в четыре ряда. Как будто миротворцы, чем-то помогут. Толпа на взлётном поле. Зря только паникуют, ждать надо.
Появляется парень 25-ти лет, в новенькой полевой форме с автоматом Калашникова. Направляется к входу в убежище.
М е р у ж (Обращаясь к парню). Ну, что, Апет?
А п е т (Растерянно). Полицию и МВД распустили. Всё. Утром сдавать оружие.
Он идёт к ступеням приямка. В проёме входа в подвальный коридор показалась молодая женщина.
Ж е н щ и н а - и з - п о д в а л а. Ой, Апет! А Нара только что домой поднялась!
А п е т. Спасибо, Сусик.
Он и заходит за угол здания. Оттуда выезжает и останавливается чёрный лакированный «круизник». Опустив стекло, водитель обращается к одной из женщин у печки.
В о д и т е л ь. Ануш! Где Тигран?
А н у ш. Поднялся домой за Джеком.
Выйдя из машины, водитель захлопывает дверь. Меруж уходит за угол, откуда появляется пацан 15 лет с громоздкой электропечью-духовкой в обеих руках, а также девочка того же возраста, которая ведёт на поводке собаку. Водитель хватается за голову.
В о д и т е л ь. Ара! Я что говорил? Багажник битком! На голову мне эту печку поставишь?
А н у ш. Это я Тиграну сказала.
В о д и т е л ь (Всё так же разъярённо). Маладессь! Да? Не-ку-да! Всё. Садитесь! (Обращаясь к пацану) Убери это с глаз и — быстро в машину! (Девочке с собакой) Наринэ, отпусти Джека!
Н а р и н э. А если убежит?
В о д и т е л ь. Убежит — хорошо и сделает!
Наринэ отстёгивает поводок с ошейника собаки. Пацан заходит за угол, откуда раздаётся грохот жестяного куба об асфальт, он возвращается. Ануш садится в машину рядом с водителем, пацан и его сестра, с поводком в руках, на заднее сиденье. Они уезжают.
Появляется Тиль с дамской сумкой на ремешке через плечо и тощим целлофановым пакетом в руках. Сат подходит к нему от печки, забирает доставленный груз.
С а т. Ночью в подвале мастер Сусана была, со своей дочкой. Она тоже из этого здания. Обещала подвезти вниз, до Кольцевой, когда в аэропорт поедет.
Т и л ь. Какая ещё мастер Сусанна?
С а т. Это к ней я на маникюр хожу. Да вот же она!
Из-за угла подъезжает машина. Остановилась. Багажник на крыше загружен плотным рядом сумок, там же свиток мягкого матраса, всё покрыто прозрачным целлофаном. Молодая, очень полная женщина поднимается с места водителя, машет рукой по-над ветровым стеклом, кричит «Сат!».
С а т. Иду, Сусик, иду!
Она садится рядом с водителем, Тиль на сиденье сзади, до половины переполненном вещами и девочкой лет 10, в спортивной куртке с красной надписью «I ♥ NY!».
Машина отъезжает.