автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

Степанакерт
                   Сага

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   

Студенчество Сегодня:
Цели и Взгляды

Пространство и время - дело тонкое, а уж тем более на Востоке. Тут они порой в такие гордиевы узлы сплетаются, уж до того извивисто здесь лабиринтятся, что и с комапасом не разберешь где искать вход на выход.

Пространство, что ни день, фамилию меняет: то буферное оно, то жизненное, то автохтонно-этническое.

У времени свои фокусы—резвеньким козленком скачет, туда-сюда-обратно: из часового пояса гео-физического расположения в область экономической целесообразности и—тут же—в учет политических реалий региона.

Ох, непросто руководству сделать выбор на чье летнее время выгоднее переключаться: ереванское или московское?

При подобных раскладах этих тонких материй ухо надо держать востро—в чехарде такой неизвестно где и окажешься, войдя в какую-нибудь из дверей: может в комнате, может в пустыне, а может и в жерле действующего вулкана...


Однако на этот раз, вроде бы, пронесло: одолев последние метры пропыленного, пронизанного аравийским зноем пространства, наступаешь на железную приспособу для оскребания подошв, восходишь на три ступени к распахнутым настежь дверям и, миновав остекленный внутренний шлюз-отстойник, окунаешься в пленительную прохладу и освежающий полумрак в стиле королевских дворов эпохи Реформации; глаз—все еще оглушеный после слепящего сверкания светила на улице—сразу и не разберет: то ли это испанский Эскуриал, не то Лувр в Париже.

Под сенью мглистых сводов неспешно журчит придворная жизнь. Придворные красавицы плетут свои интриги меж массивных квадратных колонн, сплотясь в говорливые группки, безошибочными взглядами оценивая узорчастые туалеты подруг-соперниц: все, что для прихоти обильной подвозят торговые караваны из Ирана и прочих полдневных стран.

Ах, что за чудо необъяснимое эти наряды: это ж умудриться надо—так одеться, чтоб все оказывалось на виду, впечатляя безутайным облеганием пышных форм и прозрачной драпировкой плавных линий.

А от роскоши всех парфюмерных ароматов и благоуханий нос мгновенно впадает в восторг и экзальтацию, и того и гляди сойдет с ума—с него станется.

Да окажись тут Николай Васильевич Гоголь, в этом цветнике, в этой немыслимой помеси розария с колумбарием, то захлебнулся б классик собственной слюной, а если б случайно удалось откачать беднягу через искусственное дыхание, то он—не сходя с места—тут же б спалил и первую часть "Мертвых душ", а вместо них принялся б строчить продолжение к "Коляске"; как минимум в трех томах.

По каменным плитам зала браво прохаживаются военые (но без шпаг—Ришелье запретил дуэли). Не менее бравая, но не облагороженная униформой, дворцовая молодежь мужеска пола старательно их не замечают, хотя порой и братаются для составления проектов предстоящих пирушек.
Военная косточка—сердцевина всякой веселой компании, рискованных предприятий да и просто дворцовых переворотов.

Стоит невнятный, но такой неумолчный и слитный гул из пощелкивания каблуков, поскрипывания ремешков, подмигивания ресниц, поигрывания мускулов, позвякивания бижутерии, приманчивых хиханек, увильчивых хаханек, эксклюзивных брифингов—"...ой, да что ты такое... а он тогда... ну, а ты?.."—что начинаешь мало-помалу выходить из себя: Мадрид это, в конце концов, или, черт побери, Париж, или в какую другую угодил, прости Господи, Вену?

И воздеваешь взгляд горе, повыше парадной лестницы с витражами, пока не упрешься взором в зеленоватое мерцание цифр в черном ящике электронных часов на потолочной балке.

И сразу же отлегает – все в порядке: никаких Мадридов с Венами, ты там где надо – в Арцахском государственном университете, а все эти красоты и бравости – обучающаяся в нем молодежь.


А нас-то зачем сюда, сударь, занесло?

Зачем?

Ну, всяк по своей надобности, а у меня на этот раз четкое задание главного редактора газеты "НК Республика" – разобраться и доложить:

  • в чем цель студенческой молодежи сегодня и,
  • плюс к тому,
  • каков их взгляд на свое настоящее и будущее.

На втором этаже от вестибюльной прохлады не остается и воспоминания.

На втором этаже во всех класных комнатах день открытых дверей и распахнутых окон. Но разленившийся на жаре воздух не слишком-то пошевеливается. Висит (подлец!) – дожидается, чтоб его колыхали веерами из листков бумаги.

Двери – настежь, окна – настежь, а сквозняков и в помине нет. Можно смело ходить по коридорам и через дверные проемы изучать взгляды студенчества.

Картины в аудиториях примерно одинаковы.

За ближним к входу столом, спиной к нетронутой настенной доске, истомленый жарой преподаватель. Перед ним, передом к той же бездельной доске, прореженная горсть студентов, со взглядами устремленными в различные точки пространства.

Лишь самый ближний студент, севший как раз напротив, уставился преданным взором в лицо наставника.
(Сессия на носу, надо заложить в экзаменатора положительные к себе эмоции.)

Но в верноподданом взгляде чувствуется некая остекленелость. Он явно не здесь сейчас, он засмотрелся в будущее.


Ну, разумеется, цель современного студенчества та же, что и во все времена – закончить университет. Однако, нынче надо быть поосторожней в выражениях. Если добавишь, что цель их получить образование – преподаватели подымут на смех.

Какое там образование, какие знания! Они заявились купить диплом. Обменять бумажки на бумажку. Смотрят на университет как на ярмарку невест, где сходятся пощеголять нарядами (а кто откажется?) да приискать себе кого-нибудь (это не про меня!).

Вобщем, все равно как если б зашли в магазин, купили коробку конфет, конфеты высыпали б и унесли с собой пустую картонную коробку.

Декан n-ского факультета решительно заявляет, что студеты не имеют права считать, будто они тут только затем, чтоб купить диплом, но в частном порядке признает, что так оно и есть на самом деле.

Впрочем, это взгляд со стороны, а как смотрит само студенчество на свое настоящее?

А смотрит оно с горечью разочарования. Сколько сил затрачено было в школе на факультативы, на занятия с репетиторами. Какое бурное было кипение страстей и чувств: только бы поступить! О, как я тогда буду учиться!

Сбылась мечта...

В первый месяц накупил студент тетрадок, ходил на лекции, записывал чего-то, в библиотеку заглянул раз-другой.

А потом пошел поцесс утраты иллюзий. Лекторы бормочут не понять чего, либо то же самое, что и так есть в учебниках. А вся наука очень уж смахивает на подготовку школьного утреника: заучи стишок—расскажи на экзамене—получишь оценку.

И это человеку семнадцати лет! Который готов весь мир перевернуть и осчастливить, и именно с такой целью поступал в университет: взойти на сверкающие вершины знаний, получить ключи и доступ к тайнам и пультам управления взрослого мира.

Это ему-то участвовать в детсадовских монтажах? Слушать нудный бубнеж лектора?... Четыре года?!! За что??!!..

Разочарованию, как и всякому чувству, требуется выход.

Госпожа А. А. Бадалова, небезызвестная фигура на ниве местного просвещения по части психологических наук, побывала в регионах ставших с некоторых пор зарубежными, и вернулась с вестью, что и для тамошних преподавателей главная проблема – наплевательское отношение студентов к учебе, переходящее, по свидетельству все тех же зарубежных педагогов, в жуткие эксцессы.

В этом отношении у нас тишь и благодать. По-видимому, сказывается провинциальная крепость патриархальных устоев. Наша молодежь умеет держать себя под контролем.

Ну, конечно, случается иногда, не без того...

Вон портрету Чернышевского начиркали мелом пиратскую повязку на глаз, но потом, для компенсации, тем же мелом намалевали орден на грудь, чтоб не слишком уж обижался.

Максиму Горькому сунули сигаретный окурок в рот. Он-то, бывало, все больше "Беломор" смолил, так пускай "кэмелом" старик побалуется.

Ну, какой в этом вандализм? Так – невинные шуточки недорослей.


Но в хохмах этих явно просматривается взгляд студентов на свое настоящее: они им недовольны, они его не принимают таким, как оно есть. И протестуют в такой вот недозрелой форме.

А что если, раз уж студент теперь платит за обучение, он не просто студент, но еще и клиент впридачу? И—как подметило дальнее зарубежье, раньше нас ступившее на путь таких отношений—клиент всегда прав?

Даже когда сыплет на пол мои конфеты, то мне остается лишь почтительно подкивывать и улыбаться счастливой улыбкой.

Что делать?
У Чернышевского бесполезно спрашивать, вон он там набурмосился под своей кутузовской повязкой, и орден суворовский его не умаслил. И автор "Моих университетов" тоже за них—"кэмелом" подкупленный.

Отчаявшись обращаюсь напрямую к самим студентам:

- А чего вам вообще тут надо?

И получаю конкретный и на удивление зрелый ответ:

- Умного преподавателя, который научит нас нашей будущей профессии.

Вот тебе и вандалы!..

(Милые вы мои! Да где я вам сыщу такого за пятнадцать тысяч драм в месяц?)

- Норик, ну а что лично вам дал университет за два года учебы?

Норик вальяжно откидывается назад, до упора спиной в последущий стол, томно запрокидывает локти кверху и сплетает пальцы рук на затылке.

- Я здесь познал женщину,- скромно сообщает он.

Эх, молодо-зелено! Эх, sancta simplicitas! Эх, наивная самоуверенность юности. Эх!..
Да на познание такого предмета всей жизни не хватит...

Впрочем, это уже другая тема... Мне же остается лишь провентилировать насчет их взгляда на свое будущее.

О, тут полный порядок! Юность полна оптимизма.

Пройдет еще пара лет, они выкупят свой диплом и тогда перевернут и осчастливят весь мир.

Так что, у мира, и у меня в том числе, еще в запасе два года.

Хотя очень уж скользкая это штука - время. А тем паче на непостижимом Востоке, где созревание происходит почти мгновенно, да еще когда скачет оно, понимаешь, туда-сюда-обратно.

А ну как, эти два года обернутся парой месяцев? Что тогда?

Разочарование взрослого несколько иначе проявляется, чем у недоросля... И когда они усмотрят, что получили пустые фантики без начинки, то не хотел бы я оказаться в непосредственно близком от них пространстве.

Не подскажете, где здесь вход на выход, пожалуйста?

стрелка вверхвверх-скок