автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

научные            
                   труды

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   


Введение в романо-германскую филологию


лекция 1  лекция 7  лекция 8
 лекция 2  студент спит сидя за столом  лекция 9
 лекция 3  лекция 10
 лекция 4  лекция 11
 лекция 5  лекция 12
 лекция 6  лекция 13


ЛЕКЦИЯ 5:
Кое-что о Сократе и вокруг него

Древние греки народ был непоседливый. Ну, казалось бы, раз ты грек, то и сиди в своей Греции; так нет – соорудят корабль, сложат на него амфоры (фляги из обожжёной глины) и – айда, не в в Испанию, так в Италию, во Францию, в Северную Африку, на Южную Украину, в Турцию, в Ирландию ... но это теперь эти места так называются, а тогда всё это было одним и тем же миром, общей ойкуменой.

А чтобы выжить в том мире, надо было построить хорошо укреплённый город. Вот почему греки так почитали свои города, даже больше, чем родных родителей.

А новопростроенные города, возведённые командами кораблей отплывших из городов более древних, назывались колониями.

Основной общий признак городов-колоний в том, что все они более-менее приморские.

Почему? (...?...)

Однако, чтобы иметь корабли, города и прочие удобства жизни, надо знать много ремёсел и искусств: уметь амфору слепить и обжечь, знать как весла строгать, владеть искусством кораблевождения, быть опытным в военном и строительном искусствах.

Все это греки знали и умели, как и много разных других искусств и ремёсел. А вот наука у них была одна на всех и называлась она (..?..) философией. Верно.

Как и положено любой науке, был у нее свой предмет изучения, вернее даже три:


  1.       человек;

  2.       окружающий его мир; и

  3.       боги, или Бог создавшие(й) и 1) и 2).

И, как всякая иная наука с полагающимя ей предметом, философия познавала, хранила и передавала знания о том, что такое человек, природа, Бог;
почему они такие;
как и из чего начались;
кто из них цель, а кто средство,
и тому подобную дребедень, без которой культурное общество вполне даже может и обойтись.

Ну, например, философ Аристарх из Самоса (320-250 г.г. до Р.Х.) за 18 столетий до Николы Коперника определил, что не солнце вокруг Земли ходит, а Земля вокруг солнца кружится; вычислил (довольно точно) во сколько раз расстояние от Земли до солнца больше расстояния от Земли до Луны...

скульптурный портрет Аристарха из Самоса

Но скажите на милость, от такого знания удойность коров подымется ли?

А куры начнут нестись яйцами-близнецами?

Нет и нет.

Вот почему издревле считалось, что философию породила лень-матушка; и что если бы этим бездельникам, философам то есть, пришлось бы воду таскать, дрова рубить, шить-стирать-готовить, землю копать да камни ворочать, то не задавались бы они пустыми вопросами: имелся ли пупок у первого из человеков, коли его не мать родила, а Бог сотворил, или существует ли ничего, или оно не существует, раз оно ничего?

Так что культурному человеку философия, вобщем-то и ни к чему.

А вот человеку цивилизованному она уже надобиться. Почему?

В чём разница между человеком культурным и человеком цивилизованым? В чём наипервейшее различие между городом и деревней?

(...?...)

Об различии этом вы, наверняка, не раз слыхали, а может и сами повторяли, что «в селе все друг друга знают»...

Другое дело – в городе. В городе, чтобы тебя знали, надо уметь себя представить, подать, разрекламировать, а там, глядишь, и на хорошую должность тебя выберут или назначат...

Короче: в городе нужно, чтобы язык у тебя был хорошо подвешен.

А кто занимается подвешиванием языка? Гончар или плотник?

Нет – у них свой конкретный предмет занятия.

Но зато есть такая наука – философия – которая в своем 1) отделе (про человека) занимается вопросами не только вокруг пупка, но и такими как: почему люди назвали майку «майкой», а не скажем «подоплекой», или сколько прилагательных можно приложить к общему имени, чтобы слушатель не утерял бы за ними само это имя.

Итак, языкознание у греков было частью философии.

Спрос рождает предложение: когда есть люди желающие приобрести умение так говорить с согражданами, чтобы сограждане восхищались разговором этих людей и ставили бы их над собой, то непременно появляются обучатели, готовые натренировать в таком виде говорения и, вообще, поучить уму-разуму.

В Древней Греции (чьи города-колонии помимо Балканского полуострова находились также во Франции, в Италии ...ещё где?) такие обучатели, причем обучатели платные, назывались софистами (от слова «мудрый»).

История зафиксировала около 30 таких софистов. Они гребли деньги лопатой и вели кочевую жизнь, перезжая из города в город.

Почему?

Иногда обученый ими говорун дорывался до власти и начинал косо посматривать: не выучили бы конкурента ему на голову; иногда в другом месте платили больше или где-то им не климатило, вот и слонялись по белу свету, обучая ораторскому искусству, умению вести спор, рассуждать что такое хорошо и что такое плохо, а также разбираться в понаписанной уже на тот момент литературе: в поэмах, и пьесах на сюжеты тогдашних местных сплетен.

В свободное от обучательной работы время софисты продолжали заниматься своей философией, а потом распространяли добытые ими знания среди своих учеников.

Однако, самым излюбленным местом сбора софистов был город Афины (который и по сей день остается в Греции, но уже не Древней):
во-1-х, это был крупный город, а значит являлся хорошим рынком сбыта для их товара,
а во-2-х, управлялся он на демократической, выборной, основе (был, правда, случай, когда к власти пришли путчисты – 30 тиранов – но не надолго).

В семье, как говорится, не без урода – выискался среди софистов один, по имени Сократ, который обучать-то обучал, но деньги не требовал.

скульптурный портрет Сократа

Жена его за это, безусловно, пилила, а когда друзья его спрашивали зачем он терпит и не разводится, Сократ отвечал, что Ксантиппушка для него как домашний тренер и после её пильбищ вся ругань его противников в спорах ему как соловьиные трели и как с гуся вода.

мраморный медальон женского профиля

А споры эти иногда становились очень даже эмоциональными, потому что из трёх разделов философии он выбрал самый что ни на есть задевающий за живое

(...угадаете?..)
ну, конечно же, - 1).

На ту пору в данном разделе утвердились две формулы:


  1.       познай себя, и

  2.       человек есть мера всех вещей.

И Сократу нравилось прилагать эту меру к самой мере – то есть познавать: что есть человек?

Для этого познания он применял такой инструмент как диалектика (не стеклянейте, не надо – в первоначальном своем значении диалектика вовсе не алгебра революции, а просто искусство вести беседу вдвоём).

Материалом для такого познания служили ему разговоры с людьми, в которых он выспрашивал: что такое хороший человек? Что такое плохой? Что хорошо для человека и что для него плохо?

И до того ловко владел он этим инструментом – диалектикой, такие на нём финты отмачивал, что кого угодно умел посадить в лужу, невзирая на чин противника и занимаемую им должность.

На основе добытого знания взял он себе за принцип – по мере возможности делай то, что хорошо, а когда такой возможности нет, то хотя бы не делай плохого.


стрелка вверхвверх-скок
 

Принимал участие в общественной жизни родного города – Афин. Ходил в рядах сограждан на войну и рубился мечом в общем строю пехоты, а при поражении кого-то там вытащил с поля битвы и подбадривал отступавших.

Принцип его—делать хорошо, и не делать плохо—приводил к конфликтам с властями всякого рода.

Так например, при демократии, когда пришла ему очередь председательствовать на общем собрании, а собрание стало требовать немедленной казни двух из сограждан, Сократ заявил, что нехорошо казнить без суда, а на крики из зала, что они, де, мера вещей и, раз уж им так хочется, то можно и без суда, он просто отказался быть председателем такого собрания и оно закрылось.

При 30 тиранах, когда те хватали и казнили кого не попадя, Сократ, при исполнении полицейских обязанностей, которые исполнял, согласно очереди его квартала в Афинах, отказался исполнить приказ об аресте очередной жертвы и даже не пошел смотреть казнь; и вообще взял за привычку допытываться у встречных-поперечных: умны ли те пастухи, которые режут стадо без разбора? На что тираны пригрозили, что в стаде скоро станет одной овечкой меньше, по имени Сократ.

Тиранов свергли, а новая демократия исполнила обещание тиранов прикончить Сократа.

А вы попробуйте войти в положение тогдашних афинских шишкарей. Будь ты хоть из самого знатного рода и даже самый первый среди богачей, но когда скажешь своё веское слово по какому-нибудь важному текущему вопросу, то афиняне тебе покивают, а между собой перемолвятся: а что на это скажет Сократ?

А кто такой этот Сократ!!..

Сын камнетёса и акушерки, у которого один единственный плащ на все случаи жизни, а всё имущество, включая и дом, в котором его поедом грызла Ксантиппа, не потянет более как на 50 мин медью.

А теперь ответьте: могли ли представители высших эшелонов афинского общества мириться с подобным положением? (..?..) Нет, не могли.

А поскольку они – шишкари, то, конечно же, располагали рычагами воздействия – кого-то подкупили, кому-то посулили, кого-то запугали и против Сократа было возбуждено уголовное дело. Он обвинялся:


  1.       в растлении молодежи;

  2.       в попытке введения новых богов;

то есть в деяниях подрывающих устои общества и пропаганде анти-государственной идеологии.

Насчёт молодежи – да; молокососам нравилось повсюду шляться за Сократом и слушать как он в спорах разделывает противников в пух и прах; и эти стервецы до того насобачились в его диалектике (которая была ещё не алгеброй, а умением вести беседу), что бывало папа-шишкарь сынку слово, а тот лоботряс ему два в ответ, да так перектрутит оболтус, что родной папа выглядит осёл-ослом...

А вот насчет богов...

Была у древних привычка—клясться богами. Чуть что: Клянусь Зевсом! Клянусь Аполлоном! Посейдоном! Афиной! Янусом!

(Какую божбу ещё знаете?...)

Сократ же и тут отличался; постоянно приговаривал: клянусь собакой!

А когда ему делали замечание – чего это он такую тварь в божье общество затёсывает—отвечал, что у египтян, эвон, и собака тоже бог.

(У тех и впрямь, какого только зверья в богах не водилось: тут тебе и крокодил, и бык, и кошка, и змея, и... и

(..?..)
но мы же не египтяне!)

Вобщем, устроили над Сократом суд по всем демократическим правилам – общее собрание из 501 судьи (по 50 от каждого района плюс один для неровного счета)—и богатые, и бедные, и просто зажиточные.

Он и тут заартачился: вместо того чтоб, как водится, встать, слезу пустить (и чтоб дети его тут же хором приплакивали), и попросить прощения, он, с виртуозным применением своей долбаной диалектики, чётко и неопровержимо доказал что:


  1.       ни один наркоман или извращенец из числа местной молодежи на уроки к нему не ходил (а ведь именно такие крутятся там, где есть возможность растлиться);

  2. в философии он не занимался разделами касательно природы и богов, поскольку его конек – познание человека; к тому же, по его мнению, богов уже и так развелось, как собак нерезаных и тут впору не новых вводить, а старых сокращать, чтоб остался на всех – Один.

В заключение сообщил, что хотя всю свою жизнь старался исполнять завет «познай себя», теперь, в свои 70 лет, он знает лишь одно то, что он ничего не знает...

Итак, человек, который в поединке умов любого из присутствующих 501 судьи уложит на обе лопатки, заявляет, что он – невежда...

К какому спрашивается разряду умственных недоносков остается судьям причислять себя? Как им после такого не обидеться?

С перевесом в 59 голосов Сократ был приговорён к казни через выпивание отравы.

картина отравления Сократа

Перед казнью он несколько дней провел в тюрьме, где ему были созданы все условия, чтобы он убежал. В камере ежедневно собирались ученики и родственники – с уговарами «рвать когти».

Но он возражал, что совершив побег он нарушит закон (приговорили-то его по суду) и тем самым подаст плохой пример для молодежи, вот и выйдет, что обвинили его правильно, хотя и авансом.

Вот так—с соблюдением всех норм законности—окончилась жизнь Сократа ровно за 399 лет до рождения Исуса Христа.

Учение же его продолжало жить в его учениках, прозванных сократиками, и в школах, открытых его учениками; школы эти тоже назывались сократиками.

В школах тех занимались философией—одним предметом на всех, но, правда, с тремя разделами.

Для обучения, сократики в своих сократиках пользовались литературными текстами, закладывая основы общей филологии и РГФ, как её составной части.

ЗАДАНИЕ:
Что такое счастье?

 
<-- ЛЕКЦИЯ 4 > ЛЕКЦИЯ 6 -->

стрелка вверхвверх-скок