автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

научные            
                   труды

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   


Введение в романо-германскую филологию


лекция 1  лекция 7  лекция 8
 лекция 2  студент спит сидя за столом  лекция 9
 лекция 3  лекция 10
 лекция 4  лекция 11
 лекция 5  лекция 12
 лекция 6  лекция 13


ЛЕКЦИЯ 4:
Исследование некоторых корней

По старинно-руски «суть» означает «есть». От той старины мы до того прогресснулись, что теперь запросто можем допустить такое вот, например, выражение:

- Что является сутью данного вопроса?

И при этом не врубаемся, что являться-то может только то, чего нет.

Студента нет – он(а) опоздал(а), но вот дверь распахивается и он(а) является. Остальные – присутствующие студенты – не могут являться: они уже есть.

Так что «суть» (она же «сущность», она же «естество» - от слова «есть») не может являться, она может лишь быть.

Когда политик, или лектор, или ещё какой-то там умник с апломбом произносит: «По сути дела...» или «Именно в этом мы видим суть проблемы...», то мы – развесившие уши слушатели – не задаём ему вопрос: а о какой, собственно говоря, сути, он пудрит нам мозги?

И даже если б всё-таки спросили, то он вопроса и не понял бы – откуда ему знать, бедолаге, что в каждом деле или проблеме насчитывается пять сутей.

Он этого не проходил, РГФ не познавал, а все свои способности направил на то, чтоб вызубрить эту звучную фразу: «По сути дела, мы именно в этом видим суть проблемы», чтобы торохтать потом этой фразой-погремушкой перед лопоухами.

Ну, а теперь покинем детсадовскую площадку с её игрушками-погремушками и задумаемся – в чём же суть литературы?

(...?...)

Я счастлив, что мои старания не пропали даром и вас уже так просто не облапошишь – вы уже спрашиваете какую по счёту суть имею я ввиду....

Хорошо, поставим вопрос другим боком: какие нам известны сути литературы?


  1.       литература – суть все писанное                
    с применением букв;

  2.       литература – суть средство/инструмент познания;

  3.       литература – суть способ хранения           
    знания/информации...

Другие её сути пока что не приходят в голову, но и Бог с ними – значит ещё не созрели (то ли мы для них, то ли они для нас) и нечего нам тужиться и напрягаться: в нужный момент эти сути сами попадают, как Ньютоново яблоко.

А чтобы скоротать время до того нужного момента, вы вот что мне объясните: в недавнем, но, всё-таки, прошлом мы дружно говорили: «филология – есть история культуры народов (и т.д.)...».

Мы говорили это громко и старательно прислушивались, но нам никто не возражал.

Однако, куда ж нам, в таком случае, сунуть археологию? Разве ж не она история культуры народов?

История о том как и когда каменые топоры превращались в железные пилы...

Ведь культура, как мы уже знаем, это прежде всего орудия.

В чём же тогда разница между археологией и филологией?

(...?...)

На что направлено познание археологии? Что есть объектом её труда, её сырьём?

Ну, там, скребки, палки-копалки, наконечники, черепки всякие...

А на что направлена филология? Откуда она черпает свои познания о культуре?

На литературу; из литературы.

А литература это – буковки, так что, если на раскопаном археологом черепке видны какие-то буквы, то черепок этот является уже объектом, сырьём, материалом для филологического расследования...

Короче: кому вершки, а кому корешки: филология рассматривает тексты, археология – материал, на который эти тексты нанесены.

Заметили как свалилось к нам четвертое яблочко?


4.      литература суть материал/сырьё познания (филологического).
 

Никого из присутствующих не смущает, что один и тот же предмет (в данном случае литература) может быть и орудием/средством и сырьём/материалом?

Если не смущает, значит мы постепенно начали осваиваться и осознавать в до чего двуличном мире приходится нам жить.

И что же нам помогает различать все эти двуличности?

(...?...)

Время...

А теперь если нас, освоившихся и поднаторелых спросить о чём угодно: что это такое? – то мы, зажмурив глаза и на едином дыхании можем оттараторить, что это самое оно является целью и орудием достижения этой цели, а кроме того оно же ещё и материал, к которому прикладывается это орудие для достижения этой цели, ну, и конечно же, оно – способ, каким это орудие прикладывается к этому материалу для достижения этой цели...

А ежели нас кто-то не поймёт, то мы не виноваты...

Для практики, попробуйте зажмурить глаза и одним духом оттараторить: что такое поцелуй?

Но вернёмся к нашей ненаглядной РГФ и первым долгом отметим, что культуру романо-германских народов она начинает отражать лишь с того момента, когда народы эти научились писать, то есть уже после того, как они перестали быть детсадниками не знающими азбуки.

Когда это произошло?

(...?...)

От кого учатся письму дети?

(...?...)

От старших.

А народы?

(...?...)

От старших народов.


стрелка вверхвверх-скок
 

Учителями римлян (квиритов) были греки, так что именно в греческой культуре тех незапамятных времен берёт свои истоки РГФ.

Римляне, в сущности, были просто посредниками—они взяли знание добытое греками и через свой, очень похожий на греческий, язык передали это знание романо-германским народам.

дерево с гигантскими корнями поверх древнего вида сооружений

Разумеется, у греков тоже были, в свою очередь, учителя, но из нашего прекрасного далёка, через такое расстояние во времени, мы не в состоянии проследить истоки/корни ещё глубже и потому ограничимся утверждением, что РГФ началась в Древней Греции 2.5 тысячелетия назад.

Этим ограниченым утверждением мы уже выходим на старт.

А где же финиш? Далеко?

Наверное там, где кончается культура романо-германских народов. А конца этого покуда что не видно, потому как народы эти здравствуют и поныне, и в культуре ихней к прежним орудиям – топорам да иглам – добавляются новые: компьютеры и дельтопланы...

Конечно, как прикинешь сколько всего понатворили несколько народов за пару тысячелетий истории своих культур (в том числе орудий в общем смысле, в котором даже слово – суть инструмент выражения мысли), то от всего этого голова идёт кругом.

Но с другой стороны хорошо, что не тесно: всякий филолог может найти на чём проявить себя, каждому есть место возделывать личную грядку на широкой ниве данной науки.

Ну, а если кто-то предпочитает сачковать, то это уже не мои проблемы. Моё дело – ввести вас в РГФ, ознакомить с её топографией, провести инструктаж по пользованию филологическими орудиями, а дальше – кому что на роду написано...

Чтобы унять головокружение от таких дух захватывающих перспектив, состредоточим взгляд на этом же предмете с другого боку, то есть выразим имеющееся у нас о нём знание другими словами; и мы увидим/получим, что

РГФ – суть тексты отражающие развитие западной цивилизации.

Вот мы и докатились до этого заяложеного от частого употребления слова – «цивилизация».

А что оно означает? Кроме вивисектора есть ещё такой инструмент как словарь и он вам пояснит, что цивилизация – это культура.

Стало быть все, что мы с вами выяснили про культуру в прошлой (третьей) лекции приложимо и к цивилизации. (Кстати, а что мы тогда выяснили?

(...?...)

Но позвольте спросить: у германцев была культура? Да, ведь чем-то они дрова ломали в своих лесах дремучих.

А у римлян (квиритов) она была? Конечно, чем-то же они брились.

Тогда почему на римлян говорят, что они были народом цивилизованым, а на германцев такого не говорят?

Повидимому, у римлян, кроме культуры, было еще что-то такое, чего у германцев не было и это - ...город! Рим!

Правильно!!

Само слово «цивилизация» пошло от латинского civis, что значит «горожанин». Стало быть цивилизация – это городская культура; культура после того момента, когда народ, носитель её, начал жить городской жизнью, когда соплеменники превратились в сограждан.

Римляне цивилизовали германцев, то есть приучили их жить городской жизнью, и не только германцев, но и многие другие соседние Риму народы.

А когда свежие волны нецивилизованых варваров развалили римское государство, то потом сами же впряглись в римскую цивилизацию и начали развивать её дальше.

Почему покорители/завоеватели оказались вдруг тягловой силой поверженной ими цивилизации?

(...?...)

Потому что так им было удобнее: в римской цивилизации имелись орудия и приёмы строительства домов более удобных, чем шатры; орудия и приёмы получения более высоких урожаев, более вкусного приготовления пищи, более увлекательных игр и забав, наконец.

Народы, так или иначе, воспринявшие и продолжившие римскую цивилизацию получили общее название романо-германских народов.

Сами римляне растворились в этих народах, но цивилизация их оказалась непотопляемой, особенно в области права (регулирование отношений между гражданами) и в области мышления (логика, здравый смысл).

Географически, романо-германские народы ныне занимают западную часть Европы и большую часть американских континентов.

Подведём черту/подобьём бабки (кому как удобнее) в текущей лекции:
РГФ занимается текстами отражающими развитие западной цивилизации, которую римляне заимствовали у греков и отдали деревенщине, и которая за 2.5 тысячелетий разрослась на пол-Европы и на две Америки (Южную и Северную), и в которую нам надо ввестись согласно учебным планам обучения студентов 3-го курса филологического факультета Нагорно-Карабахского государственного Университета в 1995-96 учебном году.

Аминь.

ЗАДАНИЕ:
В чем разница между сутью и явлением?
Что конкретнее – культура или цивилизация?
Почему?

 
<-- ЛЕКЦИЯ 3 > ЛЕКЦИЯ 5 -->

стрелка вверхвверх-скок