Введение в романо-германскую филологию
лекция 1 | лекция 7 | лекция 8 |
лекция 2 | лекция 9 | |
лекция 3 | лекция 10 | |
лекция 4 | лекция 11 | |
лекция 5 | лекция 12 | |
лекция 6 | лекция 13 |
ЛЕКЦИЯ 4:
Исследование некоторых корней
По старинно-руски «суть» означает «есть». От той старины мы до того прогресснулись, что теперь запросто можем допустить такое вот, например, выражение:
- Что является сутью данного вопроса?
И при этом не врубаемся, что являться-то может только то, чего нет.
Студента нет – он(а) опоздал(а), но вот дверь распахивается и он(а) является. Остальные – присутствующие студенты – не могут являться: они уже есть.
Так что «суть» (она же «сущность», она же «естество» - от слова «есть») не может являться, она может лишь быть.
Когда политик, или лектор, или ещё какой-то там умник с апломбом произносит: «По сути дела...» или «Именно в этом мы видим суть проблемы...», то мы – развесившие уши слушатели – не задаём ему вопрос: а о какой, собственно говоря, сути, он пудрит нам мозги?
И даже если б всё-таки спросили, то он вопроса и не понял бы – откуда ему знать, бедолаге, что в каждом деле или проблеме насчитывается пять сутей.
Он этого не проходил, РГФ не познавал, а все свои способности направил на то, чтоб вызубрить эту звучную фразу: «По сути дела, мы именно в этом видим суть проблемы», чтобы торохтать потом этой фразой-погремушкой перед лопоухами.
Ну, а теперь покинем детсадовскую площадку с её игрушками-погремушками и задумаемся – в чём же суть литературы?
Я счастлив, что мои старания не пропали даром и вас уже так просто не облапошишь – вы уже спрашиваете какую по счёту суть имею я ввиду....
Хорошо, поставим вопрос другим боком: какие нам известны сути литературы?
-
литература – суть все писанное
с применением букв; - литература – суть средство/инструмент познания;
-
литература – суть способ хранения
знания/информации...
Другие её сути пока что не приходят в голову, но и Бог с ними – значит ещё не созрели (то ли мы для них, то ли они для нас) и нечего нам тужиться и напрягаться: в нужный момент эти сути сами попадают, как Ньютоново яблоко.
А чтобы скоротать время до того нужного момента, вы вот что мне объясните: в недавнем, но, всё-таки, прошлом мы дружно говорили: «филология – есть история культуры народов (и т.д.)...».
Мы говорили это громко и старательно прислушивались, но нам никто не возражал.
Однако, куда ж нам, в таком случае, сунуть археологию? Разве ж не она история культуры народов?
История о том как и когда каменые топоры превращались в железные пилы...
Ведь культура, как мы уже знаем, это прежде всего орудия.
В чём же тогда разница между археологией и филологией?
На что направлено познание археологии? Что есть объектом её труда, её сырьём?
Ну, там, скребки, палки-копалки, наконечники, черепки всякие...
А на что направлена филология? Откуда она черпает свои познания о культуре?
На литературу; из литературы.
А литература это – буковки, так что, если на раскопаном археологом черепке видны какие-то буквы, то черепок этот является уже объектом, сырьём, материалом для филологического расследования...
Короче: кому вершки, а кому корешки: филология рассматривает тексты, археология – материал, на который эти тексты нанесены.
Заметили как свалилось к нам четвертое яблочко?
Никого из присутствующих не смущает, что один и тот же предмет (в данном случае литература) может быть и орудием/средством и сырьём/материалом?
Если не смущает, значит мы постепенно начали осваиваться и осознавать в до чего двуличном мире приходится нам жить.
И что же нам помогает различать все эти двуличности?
Время...
А теперь если нас, освоившихся и поднаторелых спросить о чём угодно: что это такое? – то мы, зажмурив глаза и на едином дыхании можем оттараторить, что это самое оно является целью и орудием достижения этой цели, а кроме того оно же ещё и материал, к которому прикладывается это орудие для достижения этой цели, ну, и конечно же, оно – способ, каким это орудие прикладывается к этому материалу для достижения этой цели...
А ежели нас кто-то не поймёт, то мы не виноваты...
Для практики, попробуйте зажмурить глаза и одним духом оттараторить: что такое поцелуй?
Но вернёмся к нашей ненаглядной РГФ и первым долгом отметим, что культуру романо-германских народов она начинает отражать лишь с того момента, когда народы эти научились писать, то есть уже после того, как они перестали быть детсадниками не знающими азбуки.
Когда это произошло?
От кого учатся письму дети?
От старших.
А народы?
От старших народов.
Учителями римлян (квиритов) были греки, так что именно в греческой культуре тех незапамятных времен берёт свои истоки РГФ.
Римляне, в сущности, были просто посредниками—они взяли знание добытое греками и через свой, очень похожий на греческий, язык передали это знание романо-германским народам.
Разумеется, у греков тоже были, в свою очередь, учителя, но из нашего прекрасного далёка, через такое расстояние во времени, мы не в состоянии проследить истоки/корни ещё глубже и потому ограничимся утверждением, что РГФ началась в Древней Греции 2.5 тысячелетия назад.
Этим ограниченым утверждением мы уже выходим на старт.
А где же финиш? Далеко?
Наверное там, где кончается культура романо-германских народов. А конца этого покуда что не видно, потому как народы эти здравствуют и поныне, и в культуре ихней к прежним орудиям – топорам да иглам – добавляются новые: компьютеры и дельтопланы...
Конечно, как прикинешь сколько всего понатворили несколько народов за пару тысячелетий истории своих культур (в том числе орудий в общем смысле, в котором даже слово – суть инструмент выражения мысли), то от всего этого голова идёт кругом.
Но с другой стороны хорошо, что не тесно: всякий филолог может найти на чём проявить себя, каждому есть место возделывать личную грядку на широкой ниве данной науки.
Ну, а если кто-то предпочитает сачковать, то это уже не мои проблемы. Моё дело – ввести вас в РГФ, ознакомить с её топографией, провести инструктаж по пользованию филологическими орудиями, а дальше – кому что на роду написано...
Чтобы унять головокружение от таких дух захватывающих перспектив, состредоточим взгляд на этом же предмете с другого боку, то есть выразим имеющееся у нас о нём знание другими словами; и мы увидим/получим, что
РГФ – суть тексты отражающие развитие западной цивилизации.
Вот мы и докатились до этого заяложеного от частого употребления слова – «цивилизация».
А что оно означает? Кроме вивисектора есть ещё такой инструмент как словарь и он вам пояснит, что цивилизация – это культура.
Стало быть все, что мы с вами выяснили про культуру в прошлой (третьей) лекции приложимо и к цивилизации. (Кстати, а что мы тогда выяснили?
Но позвольте спросить: у германцев была культура? Да, ведь чем-то они дрова ломали в своих лесах дремучих.
А у римлян (квиритов) она была? Конечно, чем-то же они брились.
Тогда почему на римлян говорят, что они были народом цивилизованым, а на германцев такого не говорят?
Повидимому, у римлян, кроме культуры, было еще что-то такое, чего у германцев не было и это - ...город! Рим!
Правильно!!
Само слово «цивилизация» пошло от латинского civis, что значит «горожанин». Стало быть цивилизация – это городская культура; культура после того момента, когда народ, носитель её, начал жить городской жизнью, когда соплеменники превратились в сограждан.
Римляне цивилизовали германцев, то есть приучили их жить городской жизнью, и не только германцев, но и многие другие соседние Риму народы.
А когда свежие волны нецивилизованых варваров развалили римское государство, то потом сами же впряглись в римскую цивилизацию и начали развивать её дальше.
Почему покорители/завоеватели оказались вдруг тягловой силой поверженной ими цивилизации?
Потому что так им было удобнее: в римской цивилизации имелись орудия и приёмы строительства домов более удобных, чем шатры; орудия и приёмы получения более высоких урожаев, более вкусного приготовления пищи, более увлекательных игр и забав, наконец.
Народы, так или иначе, воспринявшие и продолжившие римскую цивилизацию получили общее название романо-германских народов.
Сами римляне растворились в этих народах, но цивилизация их оказалась непотопляемой, особенно в области права (регулирование отношений между гражданами) и в области мышления (логика, здравый смысл).
Географически, романо-германские народы ныне занимают западную часть Европы и большую часть американских континентов.
Подведём черту/подобьём бабки (кому как удобнее) в текущей лекции:
РГФ занимается текстами отражающими развитие западной цивилизации, которую римляне заимствовали у греков и отдали деревенщине, и которая за 2.5 тысячелетий разрослась на пол-Европы и на две Америки (Южную и Северную), и в которую нам надо ввестись согласно учебным планам обучения студентов 3-го курса филологического факультета Нагорно-Карабахского государственного Университета в 1995-96 учебном году.
Аминь.