автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

научные            
                   труды

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   


Введение в романо-германскую филологию


лекция 1  лекция 7  лекция 8
 лекция 2  студент спит сидя за столом  лекция 9
 лекция 3  лекция 10
 лекция 4  лекция 11
 лекция 5  лекция 12
 лекция 6  лекция 13


ЛЕКЦИЯ 1:
Что такое филология

Филология - это наука о языке...

Гладко заокругленное определение – ниоткуда не подкопаешься и звучит солидно.

А дальше? Продолжать нанизывать такие же заокругленные ровно скользящие фразы, от которых глаза слушателей затягивает паутиной дремоты, а в мозгу расплывается скукотная сумеречность?

Правда, отюдь не возбраняется время от времени посверкивать фигуристыми вычурностями академического стиля, дабы ущекотать собственное ego- вона, мол, как лихо могём крутануть!

Так ведь щекотнёшься раз, другой; а там и приесться и выпрет—сквозь все риторические блестки и поигрывания ума—колкая, как неутаимое шило, правда – что я всего-навсего лектор.

А на латинском lector – это раб, обученый читать перед хозяином всякие тексты.

статуйка Демосфена

При таких истоках, будь ты хоть наисвободнейшим гражданином самой независимой державы мира, смутно чувствуешь (а себя не обманешь и не проведёшь), что ежели ты лектор, то в чём-то и насколько-то – раб.

Ну, а коли не согласен мириться с рабским своим состоянием? Если манит сладкое слово «свобода»?

Бунтовать?

Бессмысленное занятие. Единственный выход – заставить своих студентов(-хозяев), остекленелоглазо внимающих заокругленым лекционным витийствам, работать самим.

В древнем (античном) мире людей не различали по расовым, партийным и другим тонкосмысленным признакам, которых нынче развелось, как собак нерезаных.

Все люди подразделялись на два всего класса: человек мог быть либо свободным, либо рабом.

Раб – это пленник пойманный на войне, купленный у пиратов, или у его же родителей, а мог и сам себя продать – пока ничейный.

Основное назначение раба – работа на хозяина. На кого-то.

Ну, а свободные не работали, что ли?

Конечно, работали. Но не кого-то, а для чего-то. Для пропитания, например, или, там, для славы...

(Для чего ещё можно работать?
Ваши примеры, пожалуйста!)

Сам я из лекторов и в хозяева не стремлюсь – рискованно: а ну, как рабы взбунтуются? «Свобода»-то слово сладкое.

У кого нет хозяина, тот, пожалуй что, и не раб.

Выходит, что для снятия отношения раб-хозяин в системе лектор-слушатель, надо заставить студентов работать самих, но не на лектора, а для чего-то (вы уж сами решайте чего именно)...

Лично я работаю для достижения свободы. И работа моя заключается в том, чтобы показать, убедить, дать понять и почувствовать, что работать интереснее и приятнее, чем не работать.

Труднее, конечно, зато не так скучно.

А какая, конкретно, работа предлагается студентам в данном курсе лекций?

Пусть научатся познавать.

Для начала – познавать филологию. А когда научатся, то, глядишь, еще на чём-то себя попробуют; ведь когда чего-то умеешь – охота показать свое умение, пусть даже хотя бы лишь только перед самим собой.

Повторяю: предстоящая вам работа – научить себя как проводить познание.

Для данного трудового процесса основной рабочий орган не руки (хотя и им порой найдется дело), а мозги, сознание, разум.

Предметом же для тренировки помянутого органа пусть нам послужит романо-германская филология.

Редко когда бывает, чтобы предмет труда
(грядка, дрова, крепдешин)
вступал бы в прямой контакт с соотвественным рабочим органом. Обычно применяется какой-то рабочий инструмент –
лопата, топор, игла...

Какие рабочие органы орудуют только что перечисленными инструментами?

(Руки, руки, руки.)

Какой же инструмент требуется сознанию?

Кто сказал «ручка»?
Это для пальцев, а не мозгов.

На данный момент мне известен только один такой инструмент.

Наверное (и даже наверняка), он был, есть и будет знакóм и другим познавателям, которые его, конечно, как-то называли и описывали, но мне его название и описание, увы, не попадалось.

А может и попадалось, да я его прошляпил, пребывая в мозговой сумеречной дрёме, и теперь приходится заново изобретать велосипед.

Так пусть же имя этому заново-изобретаемому прибору будет – «вивисектор-1».

Звучит впечатляюще, не так ли?

Всякому прибору-инструменту полагается свое назначение: пилой – пилят, сверлом – сверлят, рубанком - ..?

(...ой, ли? не дремать!..)

Ну, так что же будем делать вивисектором?

Правильно – познавать!!!

Познать что-либо это значит быть в состоянии ответить на вопрос: что оно такое?

Познавший жизнь, любовь, картошку должен уметь держать ответ что такое жизнь, любовь, картошка.

Но не надо путать слова «познать» и «познакомиться».

Для знакомства с картошкой можно обойтись и вилкой, а вот чтобы познать картошку требуется вивисектор-1.

Чем знакомятся с жизнью, с любовью?

(.. место для ответов студентов...)

Чем познают жизнь, любовь?

(.. место для ответов студентов...)

... совершенно верно – вивисектором-1.

Однако, жизнь с любовью отложим на потом,
потому как предмет нашего нынешнего рассмотрения – филология.

Теперь посмотрим как действует вивисектор-1.

ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Вивисектор-1 это вспомогательное орудие при составлении ответа на вопрос «что оно такое?»

Вопросительное слово «что» из предыдущего предложения вивисектор-1 рассекает на три под-вопроса:

  1.       частью чего является познаваемый предмет?

  2.       из каких он состоит частей?

  3.       чего ради существует?
     

Ответив на каждый из трех высеченых вивисектором-1 под-вопросов, мы затем совокупляем полученные ответы друг с другом и получаем ответ на изначальное «что оно такое?»

Именно так, пропуская разные разности через вивисектор-1, познаем мы эти самые разности.
 

Для наглядности попрактикуемся на кошечках:


  1.       частью чего является кошка?
    (...мира животных...)

  2.       из каких частей она состоит?
    (...у кошки четыре ноги, позади у нее длинный хвост...)

  3.       чего ради она существует?
    (... чтобы мыши не борзели...)


стрелка вверхвверх-скок
 

Теперь подобьем бабки: что мы, собственно, имеем?

Во-1-х, орган труда, он же рабочий орган, он же мозг.

Во-2-х, орудие труда, оно же «вивисектор -1».

В-3-х, предмет труда, он же сырьё для прознания, оно же «романо-германская филология», в которую нам нужно ввестись, согласно учебным планам предусмотренным для обучения студентов III курса филологического факультета данного учебного заведения.

И на этом – в путь...

Что есть филология?

Если мы скажем, что филология это филология, значит мы сачкуем, уклоняемся от работы над предметом.

Научным языком, такое сачкование, когда с умным видом изрекают, что жизнь есть жизнь, что закон есть закон, а яичница есть яичница, называется тавтологией.

Такое вот длинное название у отказа от познания и проникновения в суть предмета.

Лучше уж сказать, что яичница – это Божий дар, чтоб выискался знаток с призывами не путать их, и что яичница – плод стараний курицы и сковородки.

А кто-то возразит уже ему, что сковородка неодушевлённая и стараться не может, а третий заметит, что...

И это хорошо, значит началось познание и пошёл процесс рождения истины.

Так что же есть филология?

Ну, раз её изучают и вносят в учебные планы, она, наверное, есть наука.
Отметим: филология – наука.

Это уже определенное продвижение/погружение/восхождение – кому как удобней! – на первый уровень понимания сути филологии.

Чтобы познать ещё глубже надо сделать следущий шаг – докопаться до второго дна, ответить на вопрос «что есть наука?»

Если сказать, что «наука – это филология» выйдет затяжная тавтология, замаскированное сачкование, которое ненаучно называется «тянутием резины» или «шлангованием».

Коль мы беремся всерьёз, то здесь, пожалуй, самое время пустить в ход «вивисектор-1».

Пихаем в него вопрос «что есть наука?».

Рассекаем «что» на три под-вопроса для получения трёх ответов:


  1.       наука есть область деятельности людей
    (помимо прочих областей, таких как питание, сон, игра, драка ...)

  2.       наука состоит из познания                            
    (нахождения ответов на вопрос: «что оно такое?» и складирования результатов познания (хранение знания, передача информации))

  3.       она существует, чтобы люди наивозможно удобнее устраивались бы в жизни
    (не познавший кулинарной науки в разделе ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЯИЧНИЦЫ вынужден есть их сырыми, или вареными).

И какой же предмет познания у науки филологии?

Не будем выкобениваться остроумием, выстраивая ажуристые подходы, а рубанём навпрямки и скажем, что предметом филологии есть язык, но не анатомический орган, конечно, а язык как система передачи и получения информации, то есть, знания о чём или ком-либо.

Вот о каком языке добывает и хранит знания наука филология.

А теперь громко произнесем: - Филология – наука о языке! (и прислушаемся – нет ли возражающих?)

статуя Демосфена

Пока что тихо.

Идем дальше.

Для овладения знанием какой-то науки есть два пути.

Путь первый – зазубрить добытое ею знание и потом повторять как эхо, попугай, или закольцованная магнитофонная запись:

«...филология – наука о языке, филология – наука о языке, филология – наука о языке, филология – наука о языке, филология – наука о языке...»

Путь второй – не заучивать готовый результат, а попытаться постичь процесс познания приведший к этому результату.

Однако, путями, или способами познания, занимается особая наука – гносеология. А наш предмет – филология, наука, предмет которой – язык, наука познания и знания о языке, т.е. – языкознание.

Таким образом, погрузившись или взойдя (кому как удобнее) на третий уровень в нашем познании филологии, мы обнаружили, что филология – это языкознание.

Громко произнесем «филология - это языкознание!» и прислушаемся – нет ли возражений?

Есть!!

Потому как в учебных планах для студентов обучающихся на филологическом факультете языкознание стоит отдельным предметом.

Что-то тут не так, смахивает на надувательство.

Что за туфта?

Выходит, на филфаке под разными именами учат один и тот же предмет?

Однако разборку на эту тему отложим до следущей лекции.

ЗАДАНИЕ:
Пропустить через вивисектор вопрос
«что такое стипендия?»

 
ЛЕКЦИЯ 2 -->          

стрелка вверхвверх-скок