автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

научные            
                   труды

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   


УЛИСС Джеймса Джойса



10. Интерполяция без скобок (2)

А в один из дней по ходу спецкурса мне поставили вопрос ребром: а ты в Бога веришь?

- Да, но только не натощак.

Прежде, чем задавать такие вопросы стоит убедиться, что всем понятно о чём речь.

Итак, что есть Бог?

Для кого-то – Творец людей.

Он их сотворил и они начали жить-поживать и дожились до того, что процесс развития цивилизации разделил их на "кнопочников" и "технарей".

"Кнопочник" знает – нажму на эту кнопку и картинка поменяется. Но не знает почему.

"Технарь" может пояснить про направленный поток электронов в лучевой трубке и т.д. Он зрит глубже—под кнопку—в корень, но опять-таки лишь до определенных пределов, потому как тоже не знает почему текут эти самые электроны. (Но уж наверняка не потому, что физики-теоретики догадались дать им имя электронов и обозначить минусиками, а ещё там что-то – плюсиками.)

"Кнопочники" знают как получить желаемый результат нажатием пальца на кнопку, "технари" знают как получить желаемый результат устройством хитроумных механизмов и приспособлений, но не знают, почему срабатывает эта механика. Та же "кнопочность" но на другом уровне.

Синтезировав выше сказанное, имеем: Бог – Творец создавший людей и наделивший их потребностью и способностью задавать вопрос "почему?"

Вот вам и perpetuum mobile из чувства самосохранения.

Признак нормальности человека – осознавать, что чего-то не знаешь. Так что (если не натощак) я вполне даже верю в Бога.

И вообще среди людей (нормальных) неверующих нет. Верят все, просто именуют направленность веры по-разному, кто-то "Богом", кто-то "Природой" (с большой буквы), кто-то "некими силами" и т.д.

Вопрос не в том веришь или нет, вопрос: како веруешь ?

Верующих можно разделить на 3 разряда:


  1.       "страховщики" – исполняют предписанные религией обряды и правила в надежде, что им отломится от обетованного пряника, либо чтоб отвертеться от причитающегося им кнута;

  2.       "умлеватели" – их уже постигло блаженство, описать которое они не состоянии и причина которого в особой милости Бога (причина в милости Причины – эйфория от короткого замыкания);

  3.       "богоискатели" – уклонисты от предписаний изыскивающие новые имена для Первопричины ("некая сила", "законы эволюции" и т.д.).

Причём возможны перемещения личности из одного разряда в другой и даже неоднократно.

Это не абстрактное териотезирование, говорю опираясь на собственный опыт.

В возрасте 7 лет от роду я был верующим первой разновидности; летом 1979 года недолгое время удерживался во второй; нынче, если есть условия и настроение повериваю как положено верующему третьего разряда, то есть пытаюсь дознаться почему верю. Пытаюсь познать почему. Познать Бога.

Но загвоздка в том, что "познать" значит составить представление, создать понятие о Нём, короче говоря – создать Его.

Ох, нелёгкая это работа создавать Бога! Но иного выхода нет – без Бога/Первопричины/Создателя человеку просто неоткуда взяться.

Чтобы быть, человек необходимо должен создать своего Создателя; для оправдания своего существования он должен составить схему и создать действующую модель Творца Адама и Евы, первых человеков, без которых и людям-то не бывать.

И выходит, что хотя бы ради самосохранения человеческий род вынужден заниматься богоискательством.

Но как Его искать-то?

Всяк по своему. Однако, самый прямой способ – непосредственно влезть в шкуру Творца и сотворить что-то из себя – каковой путь и избран был Джеймсом Джойсом. И именно к искателям Бога посредством сотворения уместно адресовать вопрос: легко ли быть Богом?

Легко ли быть инструментом сотворения?

Потому что творец произведения и сам всего лишь инструмент, посредством которого оно является на свет. (У кого есть сомнения на этот счет, расспросите беременную женщину.)

Легко ли быть воронкой? Кто сказал на Бога «рашпиль» глубоко заблуждался. Он – "воронка".

Обсуждение этого весьма конкретного объекта заняло немало места в 5-й—заключительной—главе ПОРТРЕТА ХУДОЖНИКА В МОЛОДЫЕ ГОДЫ, занятой духовно-абстрактными воспарениями Стефена. А вот в необъятном словесном калейдоскопе УЛИСА оно не промелькивает.

Почему?

Вероятно в процессе сотворения УЛИСА воронкой был сам Джойс, содействуя, способствуя излиться в мир новому представлению этого мира, после чего мир будет вынужден жить по законам излитым через надтреснутую воронку.

Нравиться это или нет – неважно, дальше придётся жить по ним. А незнание законов не освобождает от необходимости подчинения им, и лучше быть с ними знакомым, чтобы не трескаться башкою лишний раз.

Но об этой в следущей главе.

 

стрелка вверхвверх-скок