ПОПЫТКА ФИЛOСОФСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Мне предложили: «Напиши про вежливость,не напечатали, редактор выбросил в урну под своим столом –
пришлось выуживать, как наркуше дозу из писсуара.
а то по улицам не пройти, до того там густая стоит матерщина».
А на наивный мой вопрос, что, мол, такое вежливость? Меня послали ... к словарям. А мне, откровенно сказать, неохота: знаю наперед, что опять же упрусь в «замкнутый треугольник», знакомый тем, кто имел дело со словарями этими.
Про «вежливость» скажут, что это «приличие»; долистаешься до «приличия» сообщат, что оно – «пристойность», а раскроешь страничку с «пристойностью», её растолкуют как «вежливость». И – как футбольный мяч перепасованный – оказывешься в исходной точке.
Мудрая штука словари, но не всегда получается ихними треугольниками текучую жизнь обмерять, найти ответ конкретным вопросам. Например:
Пристойно ли почёсывать в паху при разговоре с дамой?
А если зудит невтерпёж?
А коли разговор по телефону?
Или:
Почему старушка, что при встрече соседки с коляской грозится съесть младенца – милая бабуля?
Почему недоросль, похваляющийся поиметь половой акт с матерью своего велосипеда – негодяй?
С каких таких пор: людоедство — предпочтительнее инстинкта сохранения рода?
Сплошные вопросительные знаки, коим в ответ – высокоумное молчание словарей. Извините же, твёрдообложечные, за беспокойство. Придётся доскиваться своими силами.
И тут любителей поверхностных удовольствий прошу покинуть пределы данной статьи, а кто остался – пристегнуть ремни безопасности! Идём на погружение в размышления...
Вежливость – явление?
Ага.
Само является?
Нет, от людей.
В чём прявляется?
В действии или бездействии людей (уступить место женщине – действие; не расхохотаться, когда сосед в застольи опрокинул на себя тарелку с супом – бездействие).
Размышлено: вежливость есть определённое качество людского поведения.
А качество определяется нормами (до стольки-то сантиметров – средний рост, выше – баскетбольный; до стольки-то килограммов – средняя упитанность, ниже – тощая).
Кем устанавливаются нормы?
Людьми. А люди они разные бывают: монтёры, доценты, холостяки, диск-жокеи, скалолазы, проповедники, блондины, повара, цыгане, сантехники, демократы, англо-саксы, логопеды, пейзажисты, ниндзи, меломаны, богачи, урологи, карманники, импотенты, кролиководы, мотоциклисты, дантисты, адвентисты седьмого дня, зятья, симулянты, ботаники, алкоголики, женихи, математики, огородники, новобранцы, скульпторы, олигофрены, гении, сапожники...
Чтоб с ними со всеми вконец не запутаться, есть философский приём – всех отдельных людей рассматривать как единого Человека.
Однако человек, даже и абстрактный, существо непостоянное, переменчивое. Мало того, что сам меняется, ещё и нормы вежливости меняет.
(Если вы, к примеру, придворный Людовика XIII и прогуливаетесь себе по коридору королевского дворца, а вас вдруг касается плащ встречногуляющего придворного, то владельца обнаглевшей одёжки следует вызвать на дуэль и ширяться шпагами до победного конца. В наши же дни не зазорно и самому ухватиться за чей-то плащ, втискиваясь в переполненный автобус №23).
Размышлено: нормы поведения меняются во времени и пространстве.
Мало того, что нормы меняются, они порой ещё и не соблюдаются.
А кто следит за их исполнением? Опять-таки – Человек, то есть, все люди вместе взятые, то есть, и мы с вами.
А как следит?
И от этого «как?» абстрактный Человек рассыпается на множество всяких и разных отдельных людей, потому что за соблюдением норм вежливости и правил приличия каждый следит как может.
Среди основных средств давления Человека на человека нарушающего нормы вежливости и приличия отметим следущие:
Отповедь («Сам ты ...!»);
Угроза («Ухи надеру!» «Пожалуюсь!»);
Руко-(ного-ремне)-прикладство;
Увещевание («Ая-яй, ну, как так можно?»)
Из помянутых средств первые два сами выходят за рамки вежливости; третье ни в какие ворота не лезет и есть лишь механической передачей в последующие поколения доставшихся нам в своё время воспитательных оплеух; эффективность четвертого средства – сомнительна.
А теперь, любезнейшие, пора и выныривать из глубин. Обозрим ещё разок добычу.
Размышлено: вежливость есть соблюдение переменчивых норм поведения в обществе людей.
Что? Невелик улов? Не слишком крупна жемчужина? Ну, так за чем ныряли, то и достали. А если кто-то ожидает ещё и моралей, или призывов быть взаимно вежливыми, так зря – критиковать и проповедовать это занятие для публицистики. Дело философии скромнее – объяснять что есть что.
Но по-знакомству (и между нами) могу предложить небольшую рекомендацию: поскольку невежливость есть отклонение от нормы, то учтите – лучший способ общения с ненормальными – вежливость. Это вам любой психиатр подтвердит.
Таким практическим советом и заключим сей опус. Остаётся лишь покорнейше попросить прощения, если где-то был неловок в выражениях и заверить в полной нечаянности каких-либо совпадений с реальными лицами и событиями, и торжественно пообещать, что больше не буду касаться темы вежливости.
Всего вам доброго.