Блеск и нищета арцахского государственного ансамбля танца
Человек - животное стадное. Всякие там робинзонады - это брехня на постном масле и досужие вымыслы безответственных бумагомарак на потеху праздным несмышлёнышам.
Наука и житейский опыт давно уж обнаружили, что, для правильного пищеварения и безупречной деятельности прочих органов и души, человеку необходима компания.
Ну, какой, спрашивается, мне или какому другому Робинзону, будет стимул в жизни, если нет вокруг нас ближнего, который бы нам позавидовал?
Так что выжить человек может лишь в стае себе подобных: сообща мы и бревно сломим (то самое, которое «геран»), и на луну ступим. Всё можем, если сообща.
А способов по сливанию во всемогущую массу у людей немало. Можно, например, собраться на концерт Арцахского Государственного Ансамбля Танца (АГАТ).
Что такое АГАТ?
Это его многоопытный (30 лет у руля!) руководитель Ашот Аракелович Бабаян, заслуженный артист Арцаха.
Это труппа из 30 и 3 танцоров, балерин и солистов.
Это — 1 (один) ведущий,
1 (один) водитель,
1 (один) певец,
1 (одна) костюмер,
1 (одна) бухгалтер и
1 (одна) кассирша - Роза.
Это 10 музыкантов.
Это 2 часа ежедневных (помимо воскресенья) репетиций.
Это 60 концертов в год.
Это 15 миллионов драмов из госбюджета, на которые надо сделать костюмы (стоимость одного - 100 долларов, да умножить на количество танцоров, а потом на количество танцев), и приобрести звукоаппаратуру, и купить бензин, и выплатить зарплату (танцовщицам, например, в среднем выходит по 20 000 драмов в месяц), и...
В общем, бухгалтерии есть над чем почесать голову.
У Карабаса Барабаса не жизнь была, а полная лафа: после концерта кукол под замок и - никаких проблем.
Но наш Ашот Аракелович не такой! Его волнуют проблемы подчинённых. Порой и он задумывается: легко ли выжить в современном мире человеку лет 20 с небольшим на 20 тысяч драмов в условиях карабахской действительности?
Заслуженый (и умудрённый жизнью) артист всё понимает и не препятствует молодежи подзаработать. Вопрос лишь: как?
Он не допустит, чтоб танцор пошёл подметать улицы, а балерина устроилась бы продавщицей в магазин в свободное от репетиций время.
Пусть лучше откроют школу танцев (чем плохо: у всякого участника ансамбля - личная школа; какая столица мира похвастается тридцатью тремя балетными школами?), или пусть на свадьбах подрабатывают, где, чтоб подчеркнуть богатство брачующихся, танцоры создают фон, как в индийском кино. Чтоб было чему завидовать.
Но большинство свадеб ограничивается истошным воем сирен и клаксонов автокортежа - на зависть тем, кто справляет свадьбы за столиком-двумя в недорогом баре.
Нет, далеко не кукольная жизнь и вовсе не дармовой он - хлеб танцоров!
Репетиции. Травмы. Окрики постановщиков. Разъезды по гастролям - в битком набитом мини-автобусе, за десятки километров по раздолбаным дорогам, в деревни, что не на всякой найдешь карте, где асфальта и отродясь не бывало, а клуб от прочих занехаяных строений отличишь лишь по табличке “ГРАДАРАН”, и сцены в тех клубах тоже “мини” и полны коварных трещин и проломов.
Впрочем, столица тоже не гарантия безопасности: (19 октября на концерте в “Полите” во время танца с саблями безжалостный клинок рассек палец на руке Камо, но он таки дотанцевал, окропляя сцену бесценным жаром юной крови).
И снова травмы и неизбывная боль в коленке, сколько ни стягивай тугой повязкой; пожалуешься близким - посочувствуют, но разве боль от этого утихнет?
За что такое? Чего ради?
Неужто за те 20 000 драм в месяц?
Так и тянет воскликнуть вслед за классиком: скучно жить на свете, господа!
А может, дело вовсе и не в драмах? А ради того мгновения, когда ведущий Евриян прогромогласит в свой беспроволочный микрофон:
- Дважды лауреат международного фестиваля в Марселе, АГАТ!!!
...и - рукоплещет восхищенный зал!..