ОДИН СОЮЗ - ХОРОШО... А ДВА?
Мнения по данному вопросу разошлись довольно круто.
Одно риторично вопрошает: зачем немноголюдной стране—НКР—аж два союза ветеранов войны, и не чревато ли такое междуусобной рознью и расколом в обществе?
Другое же искрится бодрящим энтузиазмом: чем больше союзов, тем больше ветеранов будут охвачены заботой и вниманием!
Во избежание пустой нервотрёпки досужими вымыслами есть неплохое средство – “круглый стол”. Соберутся сведущие люди, поделятся информацией из первых рук и – картина ясна, дальше сам решай как быть.
Организовать “круглый стол” с руководством карабахских союзов ветеранов, практически, невозможно. Помимо участия в союзах, они заняты всевозможной иной—зачастую нестыкуемой—деятельностью.
Так что кругами (и неоднократными) пришлось ходить корреспонденту, чтобы задать одни и те же вопросы разным людям и из ответов их, полученных в разных местах и разное время, смонтировать этот единый “круглый стол”.
Теперь читатель сам пусть судит в чём совпадают, а в чём расходятся (и насколько) точки зрения людей определяющих лицо и жизнедеятельность союзов ветеранов войны в Карабахе.
В нашем заочном “круглом столе” принимают участие:
от СОЮЗА ВЕТЕРАНОВ КАРАБАХСКОЙ ВОЙНЫ “ЕРКРАПА” –
председатель союза Аркадий Мурадович Карапетян, 42 года, четверо детей;
заместитель председателя союза Григорий Азатович Адамян, 40 лет, четверо детей;
(“Еркрапа” представлен первым не оттого, что его члены ветераннее участников другого союза, а в порядке старшинства – он появился раньше.)
от СОЮЗА ВЕТЕРАНОВ АРЦАХСКОЙ ВОЙНЫ (СВАВ) –
председатель правления союза Виталий Михайлович Баласанян, зам. министра обороны НКР, 41 год, двое детей;
член правления союза Размик Аршакович Петросян, зам. министра внутренних дел, 60 лет, трое детей и шестеро внуков;
член правления союза Аслан Григорьевич Григорян, начальник управления по чрезвычайным ситуациям НКР, 51 год, трое детей и четверо внуков.
Дата и цель создания вашего союза?
А. М. Карапетян: Союз ветеранов карабахской войны “Еркрапа”, создан в ноябре 1997 г. с целью защиты интересов людей познавших цену свободы.
Г. А. Адамян: Основное направление деятельности “Еркрапа” – содействовать решению социально-бытовых проблем бывших воинов, завоевавших свободу родины.
В. М. Баласанян: Датой создания Союза ветеранов арцахской войны (СВАВ) можно считать день проведения учредительного съезда СВАВ – 25 февраля 2000 года. Основная цель – помочь ветеранам создать материальную базу для нормальной человеческой жизни.
Р. А. Петросян: Обеспечить ветеранов рабочими местами.
А. Г. Григорян: Дать работу, остановить отток людей в поисках хлеба. Объединить ветеранов всех войн, чтоб они стали единой сплочённой силой. И проводить воспитательно-патриотическую работу.
Какова структура и виды деятельности вашего союза?
А. М. Карапетян: В нашем союзе объединились более двух тысяч ветеранов. Состоит он из пяти отделений, по числу районов республики. Руководящий орган – Совет союза из 33 человек.
Г. А. Адамян: Вот пример конкретных дел союза: 14 его членов получили от государства ссуды – 41 млн др. Для организации фермерских хозяйств. Однако, срок погашения ссуд был установлен слишком краткий – всего один год. Ребята жаловались, что при таких условиях просто руки не подымаются. Невозможно ведь, чтоб всего за год и корова понесла и отелилась, и молодняк бы вес нагулял. Мы стали посредниками в переговорах с правительством. Срок ссуды обещают продлить до трёх лет, а вот ставка останется без изменений – 15% годовых.
В. М. Баласанян: В Союзе ветеранов арцахской войны более 7 тысяч членов.
Р. А. Петросян: У нас более 13 тысяч человек. В союз мы зачисляем и ветеранов ВОВ. Во главе – правление союза из 32 человек. Уже работают комиссии по установлению категорий ветеранов-участников.
А. Г. Григорян: Деятельность союза пока ещё носит чисто организационный характер, мы только-только учредились. Первоочередная задача – создание базы данных, чтоб иметь индивидуальный подход: где человек воевал, как проявил себя, был ли ранен, и прочая важная информация.
Есть ли у вашего союза филиалы за пределами НКР? Связи с подобными заграничными организациями?
А. М. Карапетян: Заграничных филиалов у нас нет. Совпадение нашего имени с Союзом добровольцев “Еркрапа” в Армении - чистая случайность. Мы не единая организация, а просто тёзки.
Р. А. Петросян: Филиалов у нас нет, но могут быть, если выехавшие ветераны обратятся к нам.
Ваше отношение к факту существования двух союзов. Что видите в этом положительного? Что отрицательного?
А. М. Карапетян: Отрадного мало – идёт распыление сил. Власти разделили нас, ветеранов. Настораживает, что СВАВ организуется посредством госаппарата - через военкомат и прочие структуры. Для общественной организации это не методы.
Г. А. Адамян: Ничего отрицательного не нахожу. Ведь это же всё наши ребята, лишь бы им была польза.
В. М. Баласанян: Ну, и что, что два союза? Отношение нормальное. Это же общественные организации. Если завтра, скажем, в Мартуни какой-то богатый человек даст деньги на создание третьего союза, тоже хорошо отнесусь. Это всё для тех же самых ветеранов, пусть их жизнь облегчиться.
Р. А. Петросян: Лучше бы иметь один союз. “Еркрапа” не делал то, что надо. Есть ветераны, которые даже и не знали, что он существует.
А. Г. Григорян: Особенно ветераны Великой отечественной войны. Для многих “Еркрапа” оставался бездействующей организацией.
Во время войны вы были воинами одной армии. Теперь созданы два союза ветеранов. С кем конкретно из тех, кто оказался в другом (не вашем) союзе, вы не задумываясь “пошли бы в разведку”?
А. М. Карапетян: С Захаром-солдатом. Жаль, фамилию его я забыл.
Г. А. Адамян: С любым пошёл бы.
В. М. Баласанян: С любым.
Р. А. Петросян: С кем угодно, все – свои.
Общественные организации (ваши союзы), почему-то, как в зеркале отразили нынешнюю политическую ситуацию: один и тот же народ разделен на два государства - НКР и РА; ветераны одной войны разделены на два союза. Какие формы сотрудничества возможны между вашим и другим (не вашим) союзом? Произойдёт ли их “миацум”?
А. М. Карапетян: Сотрудничества пока нет, но есть понимание, что нам, ветеранам, надо быть вместе.
Г. А. Адамян: Сотрудничество – неизбежно, как неизбежно и слияние двух союзов.
В. М. Баласанян: У обоих союзов одинаковые программы, значит должны и будут помогать друг другу. Объединение, конечно, произойдёт, а проблемы или инциденты – никогда.
Р. А. Петросян: Мы готовы к слиянию, а в руководстве пусть останутся кто лучше работает.
А. Г. Григорян: Уже были попытки переговоров. Будет и сотрудничество. У них и у нас – одни люди.
Если бы вы организовали грандиозный “загород” для всех ветеранов, невзирая на их союзную принадлежность, какое меню предложили бы вы для этого мероприятия? Какие напитки? Аудиокассеты с какой музыкой?
А. М. Карапетян: Хоровац. Вино. Армянские песни – народные и эстрадные.
Г. А. Адамян: Хоровац, птицу. Тутовку. Федаинсткие песни – в них дух народа.
В. М. Баласанян: Соки, джермук, кока-кола. Музыка – гимн республики.
Р. А. Петросян: Хоровац, водку, вино, пиво. Федаинские песни.
А. Г. Григорян: Консервы – они здорово освежают память, а без прошлого нет и будущего. Водку, вино. Федаинские песни.
На этом застолье в чей конкретный адрес произнесли бы вы тост? Какой это был бы тост?
А. М. Карапетян: За всех ветеранов – здоровья и счастья им и их очагу, понимания в семье и чтоб потомки их помнили.
Г. А. Адамян: Всем удачи и счастья, чтобы знания и опыт применялись для мирой жизни, а не для войны.
В. М. Баласанян: С кока-колой тост не произносят.
Р. А. Петросян: За здоровье всех, и чтоб поняли необходимость слияния.
А. Г. Григорян: Давайте будем всегда заодно, тогда война не пройдет, а будет спокойствие, мир и радости жизни. За единство.
Чем ещё занимаетесь помимо деятельности в союзе?
А. М. Карапетян: Занимаюсь пчеловодством, у меня пасека из 300 пчелиных семей.
Г. А. Адамян: Я ещё вхожу в совет старейшин при муниципалитете.
В. М. Баласанян: Несу воинскую службу на своём посту.
Р. А. Петросян: Тренирую сборную ветеранов футбола.
А. Г. Григорян: Моя страсть – туризм, природа, особенно горная: Алтай, Памир, Кавказ. Саяны.
Что бы вы пожелали читателям НОВОГО ВРЕМЕНИ? (Читателем её может оказаться человек любой национальности, веры или общественного положения: так что это - ваше обращение к человечеству вообще.)
А. М. Карапетян: Как християнин, я призываю всех: увидьте свет идущий от Господа и войн не будет, а будет мир.
Г. А. Адамян: Желаю всем солидарности, светлого будущего (а оно неизбежно), исполнения желаний несущих благо людям.
В. М. Баласанян: Чтобы свои вопросы люди обсудили правильно и глянули на дело прямыми глазами.
Р. А. Петросян: Мира всем людям, чтоб у каждого было своё дело по способностям и побольше спорта, особенно футбола.
А. Г. Григорян: Мы испытали войну, пусть будут мир и понимание. Поменьше оружия и побольше рабочих мест.
* * *
Вот и закончился заочный “круглый стол”. Немного жаль расставаться, но и тянуть резину многословия не стоит, тем более, что читателю обещано отсутствие каких-либо коментариев, чтоб дать простор его личным выводам и оценкам. Однако, прежде чем окончательно закруглиться, всего одно, но очень важное дополнение –
ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ГУРГЕНА ГРИГОРЯНА
46 лет, трое детей, двадцать восем лет шофёрского стажа.
В годы недавней войны его тяжелый КРАЗ колесил по всем дорогам и бездорожьям Нагорного Карабаха. По нему били орудия, заходили в атаку самолеты, молча подстерегали мины, чтоб взорвать его груз - оружие и боеприпасы, или живую силу подкрепления, а в обратном рейсе - трупы. Много чего возил Гурген Григорян в эти годы. Вот только мародёрский “талан” он так ни разу и не привёз в свой дом.
- Гурген-джан, слыхал? Теперь тут целых два уже союза ветеранов войны. Чуть какая проблема или ещё там что: обратишься - враз помогут.
- В семье два папы не быват.
- Зато перед выборами непременно какую-нибудь “помощь” будут раздавать. Потом ещё и воспитательно-разъяснительную работу проведут - за кого надо голос отдать, чтоб будущее светлее стало.
- Меня воспитывать не надо, я шесть лет на войне был, надо будет – опять пойду. А “помощей” мне не надо. Я своим потом живу: от него и хлеб для всех нас, и сына держал в военном училище, и дочкам на туфли и… - да всё им полито. Правда, из каждой сотни капель мне только за десять уделяют, остальные другим перепадают… Ну, ладно… Посмотрим…
- Но насчет союзов-то что?
- А пусть без меня обходятся.