автограф
     пускай с моею мордою
   печатных книжек нет,
  вот эта подпись гордая
есть мой автопортрет

публицистика, письма,
ранние произведения

:авторский
сайт
графомана

рукописи не горят!.. ...в интернете ...   


Кто может остановить войну в Карабахе?

В густых сумерках зимнего вечера, подсвечивая фарами сумятицу стремительно летящего под ветром снега, медленно пробиралась Волга-Газ-24 вверх по улице маршала Баграмяна – между выбоин, рытвин, колдобин и совсем уж откровенных ям. На багажной полке поверх кабины – плотно увязанный ряд чемоданов и сумок, пара коробчатых канистр для бензина.

Вверх по улице: значит в город, в столицу Нагорного Карабаха – Степанакерт; и явно не из села, оттуда загрузились бы дровами, узлами, а не сплошь чемоданами. Вывод один: едут из Армении, из Еревана. Возвращаются. Возвращаются на войну, возвращаются в город, который вчера утром больше часа расстреливала дальнобойная пушка, в город, где в любую минуту может отключиться свет, возобновиться артналёт, посыпаться бомбы с неба. И, зная всё это, - возвращаются.

Что ведёт их обратно? Ностальгия? Зов родной земли и могил предков?

Красивые слова, что и говорить – так и берут за душу. Да только что, всё-таки, дороже – могила предка или жизнь твоего ребёнка?

А ребёнок, утомившись от этого долгого дня езды по нескончаемой заснеженной дороге, уже и заснул, приткнувшись к плечу маминого пальто. Спит, веря: мама-папа знают что делать, охранят, защитят, не допустят того непонятного ужасного, чего боятся даже взрослые.

Нет, не верю, чтоб наикрасивейшие слова перевесили угрозу для жизни этого, мирно посапывающего сейчас, малышонка. И если едут теперь обратно, так лишь потому, что нет им жизни в другом месте. Жизни достойной человека. Ну, а просто жизнь не такое уж и добро, чтобы жертвовать ради неё всем.

Вот и возвращаются под взрывы, под налёты наглой смерти, под риск лихих увечий, чтоб остаться людьми, чтоб дождаться конца войны. А в том, что кончится она – нет сомнений. Вечен лишь Бог, говорят сведущие люди, а всё прочее и начало имеет и свой конец.

Но когда же, когда придёт конец этой разновидности людских страданий под общим названием «война»?

Да, разумеется, только тогда, когда перестанут они, люди, воевать; когда осознают (сами внутренне осознают, а не по принуждению извне), что враг их - их брат, а брат может быть старше или младше, глупее или умнее, кудрявее или лысее, добрее или злее, но он – часть тебя.

Определять срок и дату, когда все люди придут к осознанию этой истины занятие неблагодарное, но, впрочем, оно и не подразумевается темой данной статьи. Вопрос поставлен ограниченнее и конкретней: кто может остановить войну в Карабахе? Конкретный вопрос требует чёткого ответа.

Вот один из вариантов: остановить войну в Карабахе может тот, кто должен её остановить. Ну, а если учтём, что всякое дело прекращать должен тот, кто его начинал, то выраженный в заглавии вопрос приобретает следущий вид: Кто начал войну в Карабахе?

Ответив на второй вопрос, получим ответ и для первого. Станет ли кто спорить, что зачинщиками всякой войны являются её участники? И хоть у дерущихся, обычно, нет сомнений, что «тот первым начал» (уверенность в своей правоте необходима в драке, ведь кто прав, тот силён), тем не менее, взваливать всю вину на противную сторону было бы несправедливо, так как даже в случае «вероломного» нападения есть определённая доля вины и страдательной стороны, пусть всего-навсего фактом того, что позволила противнику поверить в возможность желательного для него исхода дела.

Вот почему имеем полное основание сказать, что войну в Карабахе начали азербайджанцы и армяне (в алфавитном порядке), что же касается степени вины тех и других в развязывании данной войны, то не она есть предметом рассмотрения нашей статьи.

А теперь зададимся вопросом: одни ли только азербайджанцы и армяне повинны в начале войны в Карабахе?

Нет, поскольку началась она при власти и внутри Советского Союза, обязанностью и даже долгом которого было не допустить её возникновения.

Тут возможно возражение: раз Советского Союза больше нет, то и должника не осталось.

Да, Союза нет, но есть его наследник и преимущественный воспреемник – Россия. И, унаследовав мягкие кресла в Кремле, руководители её приняли на себя и долги своих предшественников.

Впрочем, Россия и сама сознаёт это, взяв на себя обязательство выплатить Западу долги бывшего Союза. Однако, это долг внешний и денежный, а имеются ведь ещё и долги внутренние, нравственные; одним из таких долгов есть прекращение войны в Карабахе.

Отрицать, что Россия должна это делать, было бы просто безнравственно. Важно только не забывать, что задолжала она обоим непосредственным участникам войны в Карабахе. (Опять-таки не вдаёмся в количественные оценки данного долга.)

Таким образом, в список тех, кто должен – а значит и может – остановить войну в Карабахе, добавился третий член.

Завершается ли на этом список должников? Меня не раз уверяли, что к началу войны в Карабахе приложило свою длинную руку заокеанское ЦРУ, выражаясь короче – Запад; имея целью, чтоб Карабах послужил бы детонатором к развалу всего Союза, чтоб вызвал цепную реакцию межнациональных распрей.

Однако и теперь, на пятом году войны в Карабахе, утверждения эти остаются бездоказательными и слишком уж смахивают на уловку Кремля валить с больной головы на здоровую, дабы увильнуть от своего долга. Впрочем, если даже предположить, будто злокозненный умысел Запада способствовать началу войны в Карабахе имел место, это отнюдь не умаляет вины Москвы за то, что допустила его реализацию, не прореагировала должным образом в начальных стадиях его осуществления. Так что место в списке ей железно обеспечено, вопрос лишь в том: следует ли вносить в него четвертого – США?

Не вижу достаточных к тому оснований. Усматривать же косвенные улики в факте оказания гуманитарной помощи населению воюющих сторон со стороны Запада (мол, чует кошка чьё сало съела) и помощью этой искупающего свою вину в развязывании войны в Карабахе,по меньшей мере – неумно.

Причина, очевидно, лежит в том, что Запад чуть ближе продвинулся к осознанию того, что даже далёкие, эмоционально пылкие закавказцы – их братья, необходимая часть их внутреннего мира, и взаимоистребление азербайджанцев и армян оскорбляет и наносит урон также и им, мирно живущим американцам, голландцам и прочая и прочая.

Потому-то в предлагаемом списке начинателей войны в Карабахе остаются лишь трое тех, кто начинал и должен, независимо от сиюминутных желаний и настроений, кончить войну в Карабахе. Только они должны остановить её. Остальные же близкие и дальние соседи,в том числе Грузия, Иран, Казахстан, Турция могут лишь содействовать или не содействовать этой остановке.


стрелка вверхвверх-скок
 

Внимательный читатель уже, вероятно, подметил неодинаковость в обозначении трёх сил, положивших начало войне в Карабахе. Название одной из этих сил – «Россия», подразумевает государство и пишется с большой буквы, тогда как другие две силы именованы с буквы маленькой и служат обычно для обозначения не политических образований, а наций – «азербайджанцы», «армяне». В таком различии есть определённый смысл, поскольку в том, что в Карабахе была начата война повинна не российская нация, а политическое руководство России (СССР); и, во-вторых, из трёх указанных сил в данной войне непосредственно участвуют только две – азербайджанцы и армяне – и потому в процессе прекращения войны в Карабахе участие только этих двух сил необходимо абсолютно, тогда как участие в нём России не являетсся непременным условием.

В то же время, использовать для обозначения всех трёх сил названия соответственных национальных государств было бы не слишком корректно.

С Азербайджаном, впрочем, проблем нет. Если в списке трёх сил слово «азербайджанцы» подменим словом «Азербайджан», то это вполне справедливо и, может быть, даже ближе к истине.

С армянами же сложнее, они идут, так сказать, неторенными тропами и в этой войне принимают участие в качестве двух политических образований – республики Армения и Нагорно-Карабахской республики (НКР), причём основные тяготы непосредственного участия в войне несёт население НКР, а все основные политические и стратегические функции пребывают в ведении Армении.

В список составленный из государств типа России, Азербайджана, Армении, нельзя вносить НКР, так как она существует лишь формально; но вместе с тем, как раз народ этого—лишь формально существующего—государства является одной из основных действующих сил в карабахской войне. Разница между «азербайджанцами» и «армянами» из модели Россия-азербайджанцы-армяне лишь в том, что армяне формально существующего НКР бьются оружием соседнего государства – Армении, а азербайджанцы – «своим», принадлежащим Азербайджану. Отсюда безусловное превосходство «азербайджанцев» в количестве и качестве вооружений (включая авиацию, на которой работают наёмные, преимущественно российские, лётчики, являясь непосредственными участниками этой войны уже из народа России, а не от её политическогo руководства).

Обидное, при наличии такого превосходства в вооружении, отсутствие реальных результатов Азебайджан (политическое руководство) пытается нейтрализовать двумя способами:

  1. Измышлениями о захвате Карабаха армянским экспедиционным корпусом, тогда как присутствие Армении в НКР вполне сопоставимо с помощью получаемой Азербайджаном от Турции в виде военной техники и военных советников-наставников (ещё один не-непосредственный участник войны в Карабахе), и

  2. Попытками преврать войну в Карабахе в откровенную войну между Азербайджаном и Арменией, и тогда в общей линии фронта сотрутся различия между Арменией и НКР, и Азербайджан начнёт выглядеть сражающимся за свою территорию, а не против народа населявшего эту территорию ещё до возникновения Азербайджана.

Тут могут возразить: а как же те азербайджанцы, что жили в Карабахе до возникновения НКР и бежавшие от ужасов войны?

Отвечу: да, никак! Или,вернее, так же, как с теми армянами НКР, что убежали из Шаумяна и Мардакерта от таких же ужасов. В этом вопросе явный паритет и где-то, в конце концов, надо подвести черту. Чтобы не разрастался ряд участников непосредственных и закулисных, правительственных и неформальных.

Отсюда – предлагаю остановиться на первом варианте списка могущих остановить войну в Карабахе: Россия-азербайджанцы-армяне. Каким образом, с применением каких средств возможно прекратить войну в Карабахе – уже вопросы иного порядка. Мы задавались лишь целью выяснить кто может это сделать, а как они могут это сделать, или что следует для этого делать – вопросы более широкие, выходящие за круг очерченный темой данной статьи.

Покамест, ограничимся лишь указанием на то, что необходимейшим условием достижения этой цели является внутреннее осознание каждым из троицы зачинщиков своего долга как перед самим собою, так и по отношению к другим.

Право же, не стоит оставлять в наследство мирно посапывающим малышатам войну, пусть даже всего-навсего в Карабахе.

Гариб Вочвокян

стрелка вверхвверх-скок